Адрес места нахождения организации наименование. Местонахождение и адрес юридического лица. Последствия несовпадения юридического адреса и фактического места нахождения юридического лица. Расторжение договора банковского счета

"Место нахождения, юридический, фактический и почтовый адреса". Советник бухгалтера, 2009, N 5

В данной статье будут рассмотрены место нахождения юридического лица, его юридический, фактический и почтовый адреса как средства, его индивидуализирующие. Статья призвана также рассказать о том, что вопрос соотношения данных понятий весьма проблемный и острый, решение его, в принципе, не найдено до сих пор.

В Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) употребляется выражение "место нахождения юридического лица" - так называемый юридический адрес, официально зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время организация может располагаться и по другому адресу - фактическому. В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся соотношения или соответствия понятий "место нахождения", "юридический адрес" и "фактический адрес" организации.

Как представляется из анализа законодательства, под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным юридическим лицом. Соответственно, юридический адрес указывается в учредительных документах организации и является ее местом нахождения.

Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и фактический адреса организации могут и не совпадать. Отмечаем, что понятий "фактический" и "юридический адрес" не содержится в действующем законодательстве.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Однако юридически местом нахождения компании считается адрес, указанный в ее учредительных документах. Поэтому нахождение организации по другому адресу вполне может быть квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.

Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных документах, не совпадает с фактическим, рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается.

Однако, как свидетельствует практика, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Сотни предприятий независимо от организационно-правовой формы регистрируются по юридическому адресу в налоговых инспекциях, хотя реальное место их расположения находится совершенно в другом месте (например, юридический адрес организации указан в одном районе города, а реальное место нахождения предприятия - в другом). У некоторых предприятий (особенно это приходится на первую половину девяностых годов) в учредительных документах вообще указывался юридический адрес в таком виде: г. Санкт-Петербург, а/я N 111. Естественно, что по таким юридическим адресам реально предприятия не находились. До сих пор нередко налоговые органы сталкиваются с проблемами обнаружения реального места нахождения предприятия.

Итак, место нахождения юридического лица определяется в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ. В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, место нахождения юридического лица согласно этой норме по общему правилу определяется местом его государственной регистрации.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица обязательно должно получить фиксацию в его учредительных документах.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 90 и Пленума ВАС РФ N 14 от 9 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" дается разъяснение о том, что при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо руководствоваться ст. 54 ГК РФ, согласно которой местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Но при этом указано, что допускаются исключения из этого, и "учредительными документами общества местом его нахождения может быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или основное место его деятельности".

На практике часто возникает вопрос, можно ли указать в качестве юридического адреса место проживания генерального директора организации.

Минфин России дал положительный ответ в Письме от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159, указав, что российское законодательство не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В качестве аргумента Минфин России указал, что соответствии со ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Однако наряду с нормами ГК РФ применяются и нормы Жилищного кодекса, в частности ст. 17 ЖК РФ, где указано, что допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Более того, Минфин напомнил и о сложившейся судебной практике (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2007 по делу N А33-18496/06-Ф02-3367/07, ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2006 по делу N А82-4788/2005-1), где решения регистрирующих органов об отказе в государственной регистрации юридических лиц по месту постоянной регистрации физических лиц, представляющих их постоянно действующие исполнительные органы, были признаны незаконными.

Судебная практика также на стороне налогоплательщиков, и суды требуют от налоговиков доказательства того, что в жилом помещении осуществляется производственная деятельность. Однако в этом случае, считают они, нарушается требование об использовании квартиры только в целях проживания. В противном же случае, как вытекает из норм действующего законодательства, место проживания директора может быть юридическим адресом организации. В пользу этого мнения говорит еще и тот факт, что в законодательстве нет императивной нормы, свидетельствующей о том, что юридическим адресом не может являться адрес проживания генерального директора организации (смотрите, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.08.2008 N А19-614/08-Ф02-3948/08 по делу N А19-614/08, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2007 N Ф03-А73/06-1/5349 по делу N А73-6590/2006-38, Постановление ФАС Центрального округа от 15.05.2006 по делу N А54-9251/2005-С21).

Но при этом не стоит забывать о том, что недопустимо размещать офис в квартире. Так, Минфин России в Письме от 10.11.2006 N 03-05-01-04/310 четко указал, что квартира не может использоваться в качестве офиса до тех пор, пока не будет выведена из жилого фонда.

Согласно п. 3 ст. 288 Гражданского кодекса РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

В соответствии с п. 38 Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также с иным, не связанным с проживанием граждан использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие ГК РФ, могут быть признаны ничтожными по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК РФ.

Но при этом налоговые органы обязаны провести регистрацию организации по месту жительства учредителя или директора (Постановления ФАС Центрального округа от 15.05.2006 N А54-9251/2005-С21; ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2006 N А82-4788/2005-1; ФАС Дальневосточного округа от 29.07.2004 N Ф03-А73/04-2/1820).

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. В частности, местом исполнения обязательства (если оно не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства) будет выступать место жительства должника, а если должником является юридическое лицо, то место его нахождения (ст. 316 ГК РФ).

Место нахождения юридического лица имеет немаловажное значение для установления территориальной подсудности споров, ведь иск предъявляется по месту нахождения или месту жительства ответчика (ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Более того, это средство индивидуализации юридического лица вообще определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.

Вопрос о юридическом адресе фигурирует и в процессе регистрации юридического лица. Как мы уже определили, сейчас вместо понятия "юридический адрес" законодательно употребляется понятие "место нахождения". Понятия эти, как представляется, идентичны в данном конкретном случае. Местом нахождения предприятия должен быть реальный адрес, по которому размещается офис фирмы, орган управления данного юридического лица. И именно этот адрес должен фигурировать в уставе предприятия как адрес его места нахождения. Также обязательно нужно указывать в учредительных документах основание для размещения органа управления предприятия по этому адресу (договор купли-продажи помещения, свидетельство о праве собственности, ином вещном праве, договор аренды и иное). Заверенная нотариусом копия документа, подтверждающего место нахождения юридического лица, представляется в процессе его регистрации в регистрирующий орган и налоговую инспекцию. Ранее от организаций требовалось иметь почтовый адрес, по которому с ними должна была осуществляться связь, и уведомлять регистрирующие органы об изменении своего почтового адреса (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Однако в 2002 г. пункты данных статей были исключены, и поэтому сегодня законодательство не требует обязательного наличия почтового адреса и его совпадения с адресом места нахождения юридического лица.

Указание почтового адреса в учредительных документах юридического лица также не обязательно. Иногда встает вопрос, можно ли в качестве почтового адреса организации указать адрес с формулировкой "до востребования" или номер ячейки абонементного почтового шкафа, устанавливаемого в объектах почтовой связи.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу, до востребования или с использованием ячеек абонементного почтового шкафа. Из этой нормы вытекает, что почтовые отправления могут быть адресованы "до востребования" или на определенный абонементный ящик, но это не идентично указанию почтового адреса. Так как требование об обязательном наличии почтового адреса уже пережиток прошлого, указание в качестве такового "до востребования" или номера абонементного ящика в принципе правомерно. Поэтому на практике очень часто в качестве почтового адреса указывается номер ячейки абонементного ящика, и государственные органы осуществляют связь с лицом именно по этому адресу.

В связи с тем что почтовый адрес предназначен специально для осуществления связи с юридическим лицом и учитывая то, что законом не предусмотрено обязательное совпадение почтового адреса и адреса места нахождения органов организации, связь с ней посредством почтовых отправлений должна осуществляться именно по почтовому адресу. Необходимо отметить, что законодательством не запрещено использование в качестве почтового адреса жилого помещения, поскольку это не затрагивает предназначения последнего.

В процессе своей деятельности юридическое лицо может менять место нахождения неоднократно, законодательство этого не запрещает. Смена места нахождения организации (то есть места ее государственной регистрации) не приводит к образованию нового юридического лица. При смене места нахождения у организации сохраняется прежний идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту нахождения, признается, естественно, недействительным в таком случае. При этом в налоговый орган указанное свидетельство не представляется (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178).

Смена юридического адреса требует внесения изменений в учредительные документы. И кроме того, сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом, содержатся в ЕГРЮЛ (пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Любые изменения сведений, входящих в ЕГРЮЛ, также необходимо регистрировать.

Если новый юридический адрес организации находится в "поле зрения" старой налоговой инспекции, то его смена сводится лишь к регистрации изменений путем подачи документов в ту же инспекцию. Если же новый адрес находится в пространстве новой налоговой инспекции, тогда смена юридического адреса проходит в два этапа:

Подача документов в старую налоговую инспекцию на регистрацию изменений в связи со сменой адреса местонахождения. Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о перемене места нахождения юридического лица и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения организации;

Снятие с налогового учета в старой инспекции и постановка на учет в новой инспекции.

Смена фактического адреса - явление частое. И для этого требуется лишь сняться с налогового учета в прежней налоговой инспекции и встать на налоговый учет в новой. Также необходимо обязательно оповестить всех контрагентов организации.

Сменить почтовый адрес еще проще.

Если почтовый адрес прямо не указан в учредительных документах, то уведомить налоговую инспекцию можно в произвольной письменной форме и без уплаты государственной пошлины. Любой организации лучше иметь постоянный почтовый адрес, который всегда будет точно известен представителям государственных органов, а также партнерам и контрагентам фирмы.

Представляется, что в интересах организации сообщать в налоговые органы свой точный почтовый адрес и направлять уведомления о его изменении.

Ведь не стоит забывать о том, что, например, налоговая инспекция почтой отправляет уведомление об уплате налога, требования об уплате налога и сбора, акты налоговой проверки, решения о привлечении к налоговой ответственности и так далее, а организации важно своевременно получать подобные документы.

В.В.Авдеев

Подписано в печать

Общие положения, регламентирующие правовой режим места нахождения и наименования юридического лица , содержатся в 54 статье ГК. У каждой организации, вне зависимости от каких-либо критериев, должно быть название. Коммерческим предприятиям необходимо иметь фирменное наименование. Согласно 54 статье ГК РФ, место нахождения юридического лица и его название должны указываться в учредительной документации. Рассмотрим далее основные требования, которые предъявляются к этим сведениям.

Название

В 1 пункте ст. 54 ГК закреплено одно требование к наименованию юрлица: в нем должна быть указана организационно-правовая форма. Если законом предусматривается возможность образования вида юрлица, то в название включается указание только на соответствующий вид.

Наименование некоммерческой структуры должно содержать сведения о характере ее деятельности. Включение в название слов "Россия", "Российская Федерация" или производных от них допускается только в случаях, прямо закрепленных в законе, указах Президента, правительственных постановлениях или по разрешению, предоставленному в порядке, определенном Правительством.

В наименованиях юрлиц не могут использоваться сокращенные или полные названия федеральных госорганов. Исключения из этого правила устанавливаются в законе, президентских указах, правительственных постановлениях. Нормативными актами региональной власти может устанавливаться порядок использования в названиях юрлиц официального названия субъектов РФ.

Место нахождения юридического лица

В уставе организации должны присутствовать сведения, по которым ее можно идентифицировать. В их числе в первую очередь - наименование. Место расположения юрлица определяется по адресу нахождения его действующего постоянно.

У большинства компаний (АО, ООО, ОДО, унитарных предприятий, НКО) им является руководитель (директор, гендиректор, управляющий и пр.). Он, в отличие от коллегиальной исполнительной структуры фирмы, действует на постоянной основе без доверенности. Такое правило, в частности, закреплено в отношении 69 статьи ФЗ № 208. Как устанавливается в ст. 40 ФЗ № 14, единоличный орган юрлица может действовать от его имени без доверенности, а при отсутствии постоянно действующей исполнительной структуры ее функции могут передаваться иному органу. По решению собрания полномочия могут по договору предоставляться индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации либо лицам, наделенным правом действовать от имени компании без доверенности (к примеру, полным товариществам).

Пояснения ВС и ВАС

В Постановлениях Пленумов высших судебных инстанций разъясняется, что в ходе разрешения споров, касающихся определения места нахождения юридического лица , судам надлежит руководствоваться положениями 54 статьи и п. 2 ст. 4 ФЗ № 14. В соответствии с ними, адрес, по которому располагается фирма, определяется местом ее госрегистрации.

Вместе с этим следует учитывать, что Закон допускает изъятие из данного правила. В нормативном акте предусматривается, что в учредительной документации общества в качестве места нахождения может указываться адрес постоянного расположения структур управления или основное место ведения деятельности.

Жилое помещение

Местом нахождения юридического лица может выступать адрес, по которому постоянно проживает его руководитель. По 2 части 17 статьи ЖК допускается использовать жилье для ведения профессиональной или предпринимательской деятельности гражданами, проживающими в нем на законных основаниях, если это не ущемляет права и интересы иных лиц и требования, которым должно соответствовать помещение.

Вместе с тем при использовании квартиры или дома в качестве нежилого помещения по договору аренды могут возникнуть неблагоприятные последствия, которые связаны с налогообложением. Плата за пользование помещением, которое, на основании ГК, в качестве офиса использоваться не может, не учитываются при расчете налога с прибыли. В данном случае не исполняются положения 252 статьи НК.

Чтобы учесть расходы на аренду при расчете налога, необходимо, чтобы помещение, используемое в качестве офиса, имело статус нежилого. Согласно 3 пункту 288 статьи ГК, собственник вправе размещать предприятие, организацию, учреждение в объекте, переведенном из жилого в нежилой. Порядок изменения статуса помещения устанавливается ЖК.

В совместном Постановлении Пленумов ВАС и ВС от 1996 г. указано, что сделки, которые связаны с арендой, безвозмездным или иным, не обусловленным проживанием, пользованием жилыми помещениями, не переведенных в нежилые по правилам, закрепленным в ЖК, совершенные после вступления в действие ГК, признаются неосуществимыми на основаниях, указанных в Кодекса.

Прочие адреса предприятия

Они не обладают правовым значением. К прочим относят, в частности, почтовый адрес.

При государственной регистрации юридического лица контрольный орган вправе сверить информацию, присутствующую в заявлении и существующую в учредительной документации. Прочие адреса хозяйствующий субъект указывает самостоятельно по своему усмотрению. Однако проверка их достоверности не осуществляется.

В рамках как публичных, так и частных отношений корреспонденция должна направляться на реквизиты из выписки ЕГРЮЛ .

Обязанность плательщика

Согласно 23 статье НК, при изменении места нахождения юридическое лицо должно сообщить об этом в ИФНС письменно. Неисполнение данной обязанности влечет негативные последствия. В первую очередь, уполномоченный орган, лишившись достоверных сведений о месте нахождения юридического лица , утрачивает возможность осуществить контрольные функции.

На практике нередки ситуации, когда в учредительной документации указывается один адрес в качестве места нахождения, а другой - для приема корреспонденции. К примеру, у одной страховой компании в качестве места нахождения в уставе был указан г. Москва, а на фирменном бланке - г. Казань. Такое положение дел дезинформирует контрагентов и надзорные структуры. Минфин в одном из писем пояснил, что переписка со страховыми организациями должна вестись по адресу, указанному в учредительной документации. Прочие данные - уведомления о почтовом/фактическом адресе, реквизиты, приведенные на бланке, отличные от сведений, содержащихся в уставе, не должны приниматься во внимание.

Зачем необходимо знать место расположения?

Место нахождения юридического лица важно при определении места погашения обязательств, если оно не указывается в договоре или нормативном акте. Соответствующее положение закреплено в 316 статье ГК. Кроме того, существует общее правило определения подсудности: судебное разбирательство осуществляется по месту нахождения юридического лица - ответчика.

Как устанавливает 4 часть АПК, направляются по адресу, указанному участником спора, или по месту нахождения компании (ее обособленного подразделения) или адресу проживания физлица. Место расположения определяется адресом государственной регистрации юридического лица, если иное не закрепляется законодательством или учредительной документацией.

Нюансы

В законодательстве отсутствуют требования о предоставлении документов, удостоверяющих, что исполнительная структура общества действительно располагается по указанному адресу. Соответственно, отказ контрольного органа внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц о факте постановки на учет компании, местом нахождения которой по документам является адрес учредителя, должен быть признан неправомерным. Поскольку основания для отказа отсутствуют, уполномоченный орган обязан завершить процедуру.

В Постановлении ФАС Центрального органа от 2006 г. подтверждается, что к заявлению о регистрации по месту нахождения юридическое лицо не должно прилагать бумаги, удостоверяющие отнесение объекта, адрес которого указан в качестве места расположения исполнительного органа общества, к нежилым. Налоговые структуры не вправе требовать от заявителей дополнительные доказательства и документы. Тем не менее за предоставление заведомо недостоверной информации заявитель должен быть привлечен к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Аналогичные последствия влечет несвоевременное уведомление юридическим лицом о смене места нахождения .

Данные ЕГРЮЛ

В РФ ведется Государственный реестр юридических лиц . В нем присутствуют сведения об образовании, реорганизации, а также иные данные о них. В Государственном реестре юридических лиц также содержатся документы, на основании которых были внесены соответствующие записи.

ЕГРЮЛ ведется в бумажном и электронном виде. В реестр включается информация о:

  • Полном и сокращенном (при наличии) наименовании организации.
  • Организационно-правовой форме.
  • Месте нахождения.
  • Адресе эл. почты.
  • Решении об изменении юрлицом его места нахождения.
  • Способе создания организации.
  • Участниках/учредителях, держателях реестров акционеров, номинальной стоимости и величине долей в капитале, принадлежащих хозяйствующему обществу и участникам, передаче долей либо их частей в залог, о другом их обременении, о лице, управляющем долей, переходящей по праву наследования.
  • Подлинниках или удостоверенных нотариусом копиях учредительной документации или информация о том, что субъект действует в соответствии с типовым уставом, утвержденным на основании федерального закона.
  • Правопреемстве - для юрлиц, образованных при реорганизации других фирм, для компаний, в учредительную документацию которых внесены изменения, связанные с реорганизацией, а также для прекративших свою работу после реорганизации.
  • Дате регистрации изменений учредительных бумаг или дате получения контрольным органом уведомления об их внесении.
  • Способе прекращения деятельности организации.
  • Начале процедуры банкротства, выполняемых в отношении организации соответствующих мероприятий.
  • Размере уставного капитала, указанного в учредительной документации.
  • Субъекте, обладающем правом действовать от лица организации без доверенности. Указываются ФИО, должность и (при наличии) ИНН.
  • Юридических лицах , находящихся в состоянии ликвидации.
  • Корпоративном договоре, определяющем пределы правомочий участников общества, непропорционально размерам долей в капитале, принадлежащим им.
  • Корпоративном договоре, устанавливающем ограничения и правила отчуждения долей.
  • Лицензиях, которые получило юридическое лицо.
  • ИНН , коде причины и дате постановке на учет в ИФНС.
  • Филиалах и представительствах.
  • Кодах по ОКВЭД.
  • Номере, дате регистрации организации в статусе страхователя в территориальном подразделении ПФР, исполнительной структуре ФСС.
  • Юрлицах, находящихся в состоянии реорганизации.
  • Процессе уменьшения уставного капитала.

Фирменное наименование

Оно выступает в качестве компании.

Фирменным наименованием считается название коммерческого предприятия, позволяющее отличать его от прочих участников оборота. В отношении него действует исключительное право, которое принадлежит только юрлицу и возникает при регистрации последнего.

Фирменное наименование обладает следующими признаками:

  • Не является необходимым критерий творчества.
  • Ключевое назначение наименования заключается в обеспечении индивидуализации организации.
  • Оно должно быть неизменным и постоянным. Наименование должно сохраняться и в случае перехода предприятия как объекта вещного права к другому субъекту, а также при отчуждении его акций, паев, долей в капитале. Изменения допускаются только посредством корректировки сведений в учредительной документации.
  • Наименование должно правдиво характеризовать организацию.
  • Исключительное право на название подлежит охране с момента госрегистрации предприятия. При этом специальных процедур для регистрации наименования не предусмотрено.
  • Право на фирменное название является, как правило, бессрочным. Оно действует до даты прекращения деятельности организации.
  • Право на фирменное название приобретает только юрлицо, являющееся коммерческим.
  • У компании может быть только одно название. Каждое юрлицо, имеющее статус коммерческой организации, может иметь одно полное и одно сокращенное наименование.
  • Исключительное право на название не может выступать в качестве предмета сделки.

Требования к фирменному названию

Они закреплены в разных нормах ГК. Согласно законодательству, в фирменном наименовании организации не могут присутствовать сокращенные или полные официальные названия:

  • зарубежных стран, производные от них слова;
  • межгосударственных союзов (к примеру, СНГ);
  • межправительственных, международных организаций;
  • общественных объединений.

В них также запрещено включать обозначения, не согласующиеся с общественными интересами, принципами морали и гуманности.

В фирменном наименовании унитарного госпредприятия может присутствовать указание на его принадлежность РФ или определенному субъекту России.

Важный момент

Как выше говорилось, использование в фирменном названии слов "Россия", "Российская Федерация", а также производных от них допускается при наличии разрешения. Оно выдается в порядке, определенном Правительством. В число производных слов входит понятие "российский" как на русском, так и иностранном языке в русской транскрипции.

Правила использования указанных терминов утверждены правительственным постановлением № 743 от 2005 г.

Дополнительное нормативное регулирование

Требования к фирменным названиям устанавливаются рядом федеральных законов. К ним, частности, относят ФЗ "О банках, банковской деятельности", "Об унитарных муниципальных и государственных предприятиях", "Об АО", "Об ООО", "О производственных кооперативах" и пр.

В 3 пункте 69 статьи ГК закреплено требование о том, что в фирменном названии полного товарищества должны присутствовать или имена (наименования) его участников и словосочетание "полное товарищество", или имя (наименование) одного/нескольких участников со словами "и компания" и "полное товарищество". В п. 3 113 нормы Кодекса предусмотрено, что в наименование унитарного предприятия необходимо включать указание на лицо, являющееся собственником имущества.

Согласно 4 статье ФЗ "Об акционерных обществах", у хозяйствующего субъекта должно быть полное и может быть сокращенное наименование на русском, а также полное/сокращенное название на языках народов РФ или иностранном языке. В полном названии должно содержаться указание на тип предприятия (закрытое или открытое).

В сокращенное наименование следует включать слова "закрытое (или открытое) акционерное общество" или аббревиатуру "ОАО", "ЗАО". В фирменном названии субъекта на русском и национальном языке народов России могут присутствовать иноязычные заимствования, представленные в русской транскрипции или транскрипции соответствующих языков народов РФ. Данное положение, однако, не распространяется на термины и аббревиатуры, отражающие организационно-правовой тип общества.

На основании 5 статьи ФЗ № 2383-1, в фирменном названии юрлица не могут присутствовать слова "товарная биржа" или "биржа", если оно не соответствует требованиям этого нормативного акта.

Исключительное право

Оно, в соответствии с 3 пунктом 1474 статьи ГК, заключается в запрете на использование одной организацией фирменного названия, тождественного наименованию другого юрлица либо схожего с ним до степени смешения. Данное правило действует, если эти фирмы ведут аналогичную деятельность и сведения о названии второго субъекта были включены в реестр ранее, чем информация о наименовании первого.

При реализации этого положения на практике судебным органам надлежит учитывать ряд нюансов. В первую очередь нужно принимать во внимание, что законодательство охраняет исключительное право на название организации, ранее другого включенного в ЕГРЮЛ. При этом момент начала деятельности обеих компаний значения не имеет.

Требование о прекращении использовать фирменное название, тождественное наименованию правообладателя либо схожего с ним, в отношении аналогичных видов деятельности, а также возместить убытки, причиненные этим, может заявлять исключительно правообладатель.

Орган, уполномоченный осуществлять госрегистрацию организаций, в соответствии с 5 пунктом 1473 статьи ГК, наделяется правом предъявить исковое заявление о понуждении к изменению названия только в случае, если оно не отвечает требованиям, закрепленным в п. 3 либо 4 указанной выше нормы. Другие субъекты не обладают правомочием направить требование о прекращении нарушений положений, предусмотренных пар. 1 76 главы ГК. При применении 1475 статьи Кодекса судебные органы должны учитывать, что эта норма не исключает возможности охраны в РФ прав на фирменное название иностранных организаций.

Заключение

При создании юридического лица крайне важно соблюсти все требования, закрепленные законодательством. Это обязательное условие для государственной регистрации. При уклонении от исполнения предписаний организация не будет поставлена на учет как хозяйствующий субъект. Соответственно, ее деятельность будет считаться незаконной.

Для обеспечения надлежащего контроля сведения об организациях вносятся в ЕГРЮЛ. Особое значение среди них имеет место нахождения компании. Об изменении этого адреса предприятие обязано сообщать контрольному органу. Уведомление должно быть направлено в письменном виде. В случае неисполнения данного предписания к юридическому лицу могут быть применены санкции, предусмотренные действующим законодательством.

Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 54 ГК РФ, ст. 8 Закона о регистрации).

В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица (в учредительных документах при этом необходимо определить, какой конкретно орган управления размещается по месту нахождения юридического лица), данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

При государственной регистрации организаций не допускается требование гарантийных писем и иных документов, подтверждающих место их нахождения, указанное в учредительных документах. Ответственность за ущерб, который может быть причинен третьим лицам ввиду недостоверности указанного местонахождения, несут учредители организации.

Налоговым органам предоставлено право осуществления контроля соответствия указанного в учредительных документах места нахождения действительному размещению организации. Обнаружив нарушения, налоговые органы обращаются в арбитражный суд с исками о ликвидации организаций. Позицию суда по данной категории дел можно проиллюстрировать следующим примером из практики*(293).

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Северному административному округу г. Москвы (ИМНС N 14 по САО г. Москвы) обратилась в Арбитражный Суд г. Москвы с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Ремарсеналстрой".

Исковые требования мотивированы тем, что ООО "Ремарсеналстрой" зарегистрировано Московской регистрационной палатой 16 октября 2000 г. с местонахождением по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7, указанному в учредительных документах, однако в ходе проведения контрольных мероприятий по установлению местонахождения юридических лиц, поставленных на учет в качестве налогоплательщиков в ИМНС N 14 по САО г. Москвы, было установлено, что ООО "Ремарсеналстрой" по вышеуказанному адресу не находится, помещение в качестве местонахождения органа управления либо основного места деятельности не используется; актом от 14 апреля 2003 г., составленным с участием собственника помещения по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7 (ООО "Ассоль Ко"), подтверждено, что договор о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 7, по которому ООО "Ассоль Ко" предоставило обществу помещение для размещения его руководящего органа, расторгнут 6 декабря 2000 г. по инициативе ООО "Ремарсеналстрой".

В связи с указанными обстоятельствами истец просил ликвидировать ООО "Ремарсеналстрой" в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГК РФ, поскольку указанное общество указало в своих учредительных документах недостоверные и не соответствующие действительности сведения о своем местонахождении, что является грубым и длящимся правонарушением норм ст. 54 ГК РФ.

Решением от 30 июня 2003 г. в иске отказано в связи с необоснованностью доводов истца об указании ответчиком недостоверного адреса, поскольку местонахождение ООО "Ремарсеналстрой", указанное в п. 3.7 Устава, определяется местом нахождения постоянно действующего органа управления - генерального директора, а в соответствии с договором о совместной деятельности, заключенным между ООО "Ассоль Ко" и ООО "Ремарсеналстрой" N 9 от 16 октября 2000 г., ООО "Ассоль Ко" предоставляет ООО "Ремарсеналстрой" помещение для размещения его руководящего органа площадью 6 кв. м по адресу: 123308, г. Москва, ул. Куусинена, д. 7. При этом суд также сослался на то, что доказательств расторжения или признания недействительным договора о совместной деятельности N 9 от 16 октября 2000 г. суду не представлено, а акт от 14 апреля 2003 г. надлежащим доказательством не является.

В кассационной жалобе истец просит отменить решение и принять новое решение о ликвидации ООО "Ремарсеналстрой", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, поскольку ответчик при внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц указал недостоверный адрес, что свидетельствует о нарушении закона при создании этого общества, при подаче сведений для его государственной регистрации и продолжает нарушать закон в настоящее время, указывая недостоверные данные в подаваемых в налоговую инспекцию бухгалтерских и иных документах, а также на то, что факт расторжения договора о совместной деятельности N 9 от 16 октября 2000 г. подтвержден ООО "Ассоль Ко" в акте от 14 апреля 2003 г.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены решения исходя из следующего. Истец обосновывал свое требование о ликвидации ответчика тем, что ООО "Ремарсеналстрой" допустило нарушения закона как при создании общества, так и при подаче сведений для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, поскольку этим обществом были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица и его постоянно действующего органа управления.

Суд обоснованно отклонил эти доводы, сославшись на то, что в соответствии с п. 3.7 Устава ООО "Ремарсеналстрой" место нахождения общества определяется местом нахождения генерального директора общества, а в соответствии с договором о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9, заключенным между ООО "Ассоль Ко" и ООО "Ремарсеналстрой", последнему предоставлено помещение для размещения руководящего органа по адресу: г. Москва, ул. Куусинена, д. 7. Именно этот адрес и был указан ООО "Ремарсеналстрой" в качестве места нахождения юридического лица.

Довод истца о том, что указанный договор о совместной деятельности расторгнут, обоснованно отклонен судом как недоказанный, поскольку в соответствии со ст. 450, 452 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон или по решению суда, при этом соглашение сторон о расторжении договора производится в той же форме, что и договор.

Надлежащих доказательств расторжения договора о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9 (письменное соглашение сторон) суду не представлено; акт от 14 апреля 2003 г. обоснованно не принят судом в качестве надлежащего доказательства расторжения договора, поскольку этот акт не является соглашением сторон о расторжении договора.

Кроме того, даже если договор о совместной деятельности расторгнут 6 декабря 2000 г., до момента его расторжения договор является действующим, поэтому место нахождения ООО "Ремарсеналстрой", указанное в учредительных документах на момент его создания, на момент внесения сведений в реестр юридических лиц и на момент постановки на налоговый учет (т.е. соответственно на 16 октября 2000 г. и на 24 октября 2000 г.) соответствовало адресу, предоставленному по договору о совместной деятельности от 16 октября 2000 г. N 9, в связи с чем отсутствуют основания для вывода о том, что ответчиком были представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица и о нарушении при его создании и государственной регистрации ст. 54 ГК РФ.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", а также в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов допускается, если эти нарушения носят неустранимый характер.

На основании изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что решение принято при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены по доводам кассационной жалобы.

Вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности в жилых помещениях в настоящее время решается следующим образом. В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.

Конституционность данной нормы подтверждена определением Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2000 г. N 262-О*(294).

Отказывая в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Беляева Сергея Ивановича, Конституционный Суд РФ в своем определении указал следующее.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ С.И. Беляев просит признать не соответствующим ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации п. 3 ст. 288 ГК РФ. Статья 288 ГК РФ, регламентирующая вопросы собственности на жилое помещение, не препятствует собственнику размещать в принадлежащем ему жилом помещении предприятия, учреждения, организации, указывая в качестве условия такого размещения лишь на необходимость перевода помещения из жилого в разряд нежилых в порядке, определенном жилищным законодательством.

Законодательно установленное требование перевода жилого помещения в нежилое, обусловленное определенными целями использования помещения, а также необходимостью защиты интересов других лиц, само по себе - вне связи с тем, на каких условиях и в каком порядке оно осуществляется, - не может рассматриваться в качестве положения, ущемляющего права граждан, закрепленные в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации. Следовательно, жалоба С.И. Беляева в части, касающейся проверки конституционности п. 3 ст. 288 ГК РФ, не может быть признана допустимой по смыслу ст. 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", согласно которым гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

ЖК РФ в ст. 17, определяя назначение жилого помещения и пределы его использования, также устанавливает, что жилое помещение предназначено для проживания граждан. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств. Вместе с тем допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Московское законодательство допускает регистрацию в г. Москве субъектов малого предпринимательства, учрежденных физическими лицами без участия юридических лиц, иностранных партнеров, а также созданных не на основе аренды и выкупа государственного (муниципального) имущества, по месту жительства учредителей (ст. 5 Закона г. Москвы от 28 июня 1995 г. N 14 "Об основах малого предпринимательства в г. Москве"*(295)).

Место нахождения юридического лица означает определенный географический адрес, зарегистрированный по установленным законодательством правилам. Оно имеет большое значение при разрешении многих вопросов материального и процессуального права.

Оно должно быть фактическим. Но на практике место нахождения и место фактического размещения организации не всегда совпадают. Мало того, встречаются организации, которые некоторое время или постоянно работают без офиса, а их местом нахождения есть домашний адрес руководителя .

Если филиалы компании находятся в разных регионах, определить ее место расположения сложно. Поэтому согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ оно располагается по адресу постоянного учредителя. Таким образом, филиал Московской компании в Петербурге может иметь адрес филиала в Петербурге, а юридическое расположение в Москве.

Отличия между фактическим (юридическим) и почтовым адресами

В юридической практике часто можно встретить понятия «фактический» и «почтовый» адрес. Но даже эти термины сейчас не разъясняются в ГК или другом документе государственного характера. Как уже было сказано, юридический адрес является местом действительного расположения главного отделения компании .

Но часто бывают ситуации, когда компания «юридически» записана по одному адресу, а ее действительное место расположения находится в другом месте. Это легально и очень популярно среди компаний, работающих в России. Фактический адрес компании – это тот адрес, по которому можно отыскать руководителя компании на самом деле.

В результате «юридический» и «фактический» адреса могут быть разными. Хотя по закону не должно быть такой ситуации. Определение «фактический адрес» появилось из-за несовершенства содержания законов России. Действительное место нахождения учредителя компании имеет огромное значение для полноты и законности его работы.

Следует помнить о плохих последствиях, которые могут быть в ситуации отличия адреса, прописанного в документах, и фактического места расположения компании. Указание настоящего адреса в – в интересах самой компании. Компания несет все риски, связанные с несовпадением записанного в ЕГРЮЛ адреса и действительного места расположения компании.

Если у юрлица есть два различных адреса регистрации , лучше внести изменения в учредительные документы и пройти процесс смены записанного адреса на действительный. Таким образом, можно сделать вывод, что фактический и юридический адрес фирмы в идеале должны совпадать.

Почтовый адрес компании является адресом, который должен существовать для получения почты и обмена документацией . Данный адрес может не сходиться с юридическим адресом, ведь у них различное назначение. Компания может организовать процедуру отправления и получения писем по почте в любом подходящем для нее месте, это не запрещено государством.

Нужно заметить, что в законодательстве активно используется понятие «место нахождения компании», которое соединяет фактический и юридический адрес фирмы. Почтовый адрес может скоро выйти из делового обихода.

Подробнее про юридический адрес есть на данном видео.

Документация на 2020 год

Удостоверяют юридический адрес фирмы такие :

  1. Свидетельство о праве собственности (предоставляется в случае, если помещение принадлежит руководителю организации).
  2. Соглашение аренды и акт приема-передачи помещения.
  3. Согласие владельца на регистрацию фирмы по его адресу.

Данные документы также могут запросить налоговая служба и лицензионные органы. Сотрудники ФНС не могут требовать от общества предоставления других документов.

Регистрация юрлица носит уведомительный характер, поэтому налоговая служба не может отказать в данной регистрации по причине несоответствия информации, указанной в учредительных документах фирмы. Для ИП особых документов, которые удостоверяют адрес, нет.

Для некоторых видов деятельности нужно получение других документов от госорганов:

  1. Лицензии для определенных видов работы.
  2. Допуски СРО (для строительных организаций).
  3. Разрешения от СЭС и Госпождназора (для отелей и магазинов).
  4. Сертификаты на продукцию.

Признаки недостоверности юридического адреса

Есть определенные признаки недостоверности данных об юридическом адресе :

  1. Адрес записан как адрес нескольких других юрлиц, в отношении всех или большой доли которых есть данные о том, что связь с ними по этому адресу установить нельзя. Они не находятся по этому адресу и письма приходят обратно с пометкой «компания выбыла».
  2. Данного адреса не существует в принципе или здание находится в непригодном для работы состоянии.
  3. Адрес – условный почтовый адрес, присвоенный объекту незаконченного сооружения.
  4. Адрес не может использоваться для связи с юрлицом.
  5. Имеется заявление собственника, которое запрещает регистрировать фирмы по определенному адресу.

Если присутствует хотя бы один из перечисленных пунктов, данные об адресе юрлица можно считать недействительными. Если компания будет игнорировать все запросы регистрирующего органа о предоставлении настоящего адреса, суд может ее ликвидировать.

Массовая регистрация

Обычно применение одного адреса при регистрации большого числа компаний может быть следствием того, что:

  1. Организация, как и прочие, арендует точку в торговом либо бизнес-центре и при регистрации записала именно место аренды.
  2. Один управляющий может открыть несколько организаций и записать их по одному адресу. Данный факт может настораживать, ведь присутствие даже двух организаций, зарегистрированных на одно лицо, у налоговой службы вызывает интерес из-за вероятности осуществления действий по уклонению от оплаты налогов.
  3. При регистрации руководитель может купить адрес. Но никто не мешает поступить также и другим организациям.

Риски и последствия

Если руководитель использует , ему могут отказать в регистрации юрлица, что объясняется в ФЗ от 8.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и частных предпринимателей».

В этом законе написано, что в ситуации, если у налоговой службы есть свидетельства недостоверности адреса нахождения фирмы, она может отказать компании в ее регистрации .

Последствием будет потеря государственной пошлины и тех средств, которые были оплачены за помощь в оформлении документов для регистрации. Несмотря на то, что недостоверный адрес организация может легко устранить, сотрудники налоговой службы часто подают в суд на налогоплательщиков.

Также за предоставление недостоверной информации о юрлице при его регистрации начисляется штраф в размере 5-10 тысяч руб. Это наказание предусматривает п. 4 статьи 14.25 КоАП России . Больше того, если налоговая служба получила данные о поддельных документах при регистрации компании, то она может отправить материалы в правоохранительные органы с задачей открытия уголовного дела.

Сотрудники налоговой службы могут отослать в банковскую организацию, где у компании есть расчетный счет, данные о неверном адресе, чтобы финансовая компания приняла нужные меры для выполнения запросов закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов» №115-ФЗ от 7 августа 2001 года.

Смена адреса организации

Смена места расположения ЮЛ при переезде в другой город занимает более месяца и проходит в две стадии:

  • сообщение налоговой службе о смене;
  • ее регистрация.

На первом этапе, в течение трех дней после принятия постановления о нужно уведомить об этом налоговые органы. Для этого регистрирующей ИФНС по старому адресу по основному регистрационному центру ИФНС (обычно находится в столице субъекта РФ) следует предоставить:

  • заявление по , заверенное нотариусом или через ЭЦП;
  • протокол собрания участников либо решение одного участника;
  • заверенную копию соглашения.

На основе данной документации налоговая служба через пять дней записывает в ЕГРЮЛ данные о принятии обществом постановления о смене места положения компании.

Не раньше 20 дней после внесения записи в государственный реестр руководитель компании должен опять обратиться в ИФНС, но уже по своему действующему адресу. Директор компании может быть привлечен к административной ответственности за несвоевременную подачу документов или полное бездействие.

Инструкция по выбору юридического адреса представлена ниже.

Проблема юридических и фактических адресов существует уже давно, хотя, казалось бы, все необходимые нормы для ее решения действуют. Однако если раньше проверить достоверность юридического адреса налоговым органам было не всегда под силу, то сейчас у них появились для этого новые инструменты.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический». Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее - Закон № 129-ФЗ).

Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров. Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).

…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…


Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в , а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г. норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.). В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.

При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним. Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический. Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу. Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения

Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее - Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.

Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации

Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ. Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен. И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.

На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.

Что разъяснил Пленум

Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее - Постановление № 61).

Судьи в первую очередь отметили, что поскольку отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).

Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).

Обратите внимание

Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Об этом может свидетельствовать следующее:
  • «Массовый адрес». То есть согласно сведениям ЕГРЮЛ, он обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна: представители юридического лица по данному адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.
  • Адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен.
  • Адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства.
  • Адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.).
  • Есть заявление собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы. А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).

По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию

У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.

Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган. Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).

Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).

Чем грозит недостоверный адрес

Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:

Ликвидация юридического лица

Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о (п. 6 постановления № 61);

Расторжение договора банковского счета

Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее - Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора. Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);

Неполучение документов от налоговых органов

Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г. в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) - по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);

Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков

Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Таким образом, если организация ведет деятельность по адресу, отличающемуся от юридического, то этот адрес формально является местонахождением ее обособленного подразделения. О таком обособленном подразделении организация должна сообщить в налоговый орган в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 1 ст. 83 НК РФ). Пунктом 2 статьи 116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность за ведение деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (письмо Минфина от 03.09.2012 г. № 03-02-07/1-211, постановление ФАС Московского округа от 25.07.2012 г. по делу № А40-123199/11-20-500). Хотя не исключено, что налоговые органы воспользуются разъяснениями Минфина, данными в письме от 17 апреля 2013 г. № 03-02-07/1/12946, и привлекут организацию к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы сведений (если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 НК РФ). Тогда размер штрафа составит всего 200 рублей за каждый непредставленный документ. Однако рассчитывать на такую лояльность налоговых органов, по нашему мнению, не стоит.

Кроме того, если организация фактически не располагается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, ей следует « » по достоверному (фактическому) адресу, а не регистрировать «мнимое» обособленное подразделение. За указание недостоверных сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе, предусмотрена административная ответственность.

Представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность в виде предупреждения либо наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5 тыс. рублей.

Юлия Синицына , ведущий эксперт-юрист Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Консультант»


Процесс госрегистрации без труда

С бератором «Юрист на предприятии» вы с легкостью реорганизуете свою фирму, создадите новую, разрешите любой конфликт с контрагентами и с честью пройдете процедуру любой проверки.

Просмотров