Отказ от защитника ст 52 упк рф. Указанный перечень лиц можно классифицировать. Так, в зависимости от должностного, служебного и иного положения в обществе следует выделить такие, например, группы

3. Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены.


Судебная практика и законодательство - УПК РФ. Статья 52. Отказ от защитника

При внесении указанных дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации федеральный законодатель обязан был учесть, что соответствующие положения уголовно-процессуального законодательства не должны создавать препятствий для обращения взыскания на средства бюджета в целях возмещения гражданам имущественного вреда, причиненного незаконным и (или) необоснованным уголовным преследованием. Такой подход, вытекающий из статьи 53 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее , 17 (часть 2) , , , и , предполагал внесение поправок и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, обусловленных изменением бюджетного законодательства, что, однако, - в отступление от правил законодательной техники - не было своевременно осуществлено.

1. Подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого. Отказ от защитника заявляется в письменном виде. Если отказ от защитника заявляется во время производства следственного действия, то об этом делается отметка в протоколе данного следственного действия.

2. Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда.

3. Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены.

Комментарий к Ст. 52 УПК РФ

1. По общему правилу участие защитника как в предварительном следствии, так и в суде зависит от волеизъявления обвиняемого, подозреваемого. Письменное заявление об отказе от защитника влечет исключение данного участника из процесса, но не исключает права обвиняемого, подозреваемого в дальнейшем ходатайствовать об участии защитника.

2. Отказ от защитника не может быть принят, если обвиняемый или подозреваемый является несовершеннолетним, если он в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту, в других случаях, когда участие защитника обязательно в силу обстоятельств, исчерпывающим образом перечисленных в законе (пункты 2 — 6 статьи 51 УПК), а также в тех крайне редких случаях, когда судебное разбирательство производится в отсутствие подсудимого, что возможно только в случаях, прямо предусмотренных в статье 247 УПК.

3. Предельно широкая формулировка части второй комментируемой статьи — «отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя, прокурора и суда» — позволяет сделать вывод, что указанные органы уголовного преследования, а также суд вправе не принять отказа обвиняемого, подозреваемого от защитника и во всех других случаях, когда сочтут это необходимым. Это нововведение спорно и неясно. Право обвиняемого на отказ от защитника без обязанности удовлетворить его — фикция права, а отсутствие указаний на то, в каких конкретных случаях орган уголовного преследования и суд обязаны обеспечить участие защитника вопреки позиции обвиняемого (дополнительно к случаям, перечисленным в статье 51 УПК), делает комментируемую норму недопустимо расплывчатой.

  • Глава 12. СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
  • Допрос
  • Осмотр трупа производится с участием судебно-медицинского эксперта, а при невозможности его участия – врача. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться другие специалисты.
  • Предъявление для опознания
  • 13.3. Существо порядка привлечения лица в качестве обвиняемого
  • Приговором городского суда гр. К. осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима.
  • Приостановление производства по уголовному делу возможно при наличии одного из четырех оснований (ч. 1 ст. 238 УПК РФ):
  • По результатам предварительного слушания судья принимает одно из следующих решений (ч. 1 ст. 236 УПК РФ):
  • Непосредственность
  • Гласность
  • Равенство прав сторон
  • Секретарь судебного заседания
  • Государственный и частный обвинитель
  • Защитник
  • Потерпевший
  • Решение иных правовых вопросов
  • К иным правовым вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, можно отнести: отложение или приостановление судебного разбирательства, прекращение уголовного дела, избрание, изменение или отмена меры пресечения.
  • Порядок вынесения судом решений
  • Глава 24. ИСПОЛНЕНИЕ ПРИГОВОРА
  • 24.1. Понятие, значение и сущность стадии исполнения приговора
  • 1) Суд, постановивший приговор, в том числе мировой судья, если им постановлен приговор, разрешает следующие вопросы:
  • 2) Суд по месту отбытия наказания либо по месту применения принудительных мер медицинского характера рассматривает вопросы:
  • 3) Суд по месту жительства осужденного разрешает вопросы:
  • 4) Суд по месту задержания осужденного решает вопросы:
  • В указанных случаях проводится судебное заседание и выносится решение в виде постановления на основе имеющихся данных, подтверждающих факт нарушения порядка отбывания наказания.
  • Глава 26. ПРОИЗВОДСТВО В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ
  • Глава 52 УПК РФ предусматривает особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Согласно ст. 447 УПК РФ к категориям лиц, в отношении которых применяются особенные процедуры в уголовном судопроизводстве, относятся:
  • судьи Конституционного Суда РФ; судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда; мировые судьи; судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ; присяжные и арбитражные заседатели на период осуществления ими правосудия;
  • Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ;
  • члены избирательных комиссий; члены комиссий референдумов с правом решающего голоса;
  • зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ; зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
  • Указанный перечень лиц можно классифицировать. Так, в зависимости от должностного, служебного и иного положения в обществе следует выделить такие, например, группы:
  • 1) лица, обладающие должностными полномочиями (судьи, прокуроры, следователи, Председатель следственного комитета РФ и т.д.);
  • 2) лица, занимающие важное социальное положение (депутаты Государственной Думы, члены избирательных комиссий и т.д.);
  • 3) лицо, ранее занимавшее высокопоставленный пост в государстве (Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий).
  • Особенности, предусмотренные в УПК РФ, относительно отдельных категорий лиц, имеют следующее значение:
  • Анализ положений главы 52 УПК РФ позволяет все особенности производства в отношении указанных категорий лиц сгруппировать по таким вопросам.
  • 1. Подследственность.
  • 2. Возбуждение уголовного дела.
  • 3. Привлечение в качестве обвиняемого.
  • 4. Задержание по подозрению в совершении преступления.
  • 5. Избрание меры пресечения.
  • 6. Производство следственных и иных процессуальных действий.
  • 7. Рассмотрение уголовных дел в суде.
  • Вопреки этим требованиям уголовное дело в отношении гр. К. в период обладания им статуса депутата было возбуждено и расследовано следователем ОВД.
  • члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ;
  • судьи Конституционного Суда РФ – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;
  • судей Верховного Суда РФ, судов уровня субъекта РФ, военного суда – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;
  • иных судей – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (например, с согласия квалификационной коллегии судей Челябинской области);
  • депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;
  • депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;
  • зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы – в общем порядке (ст. 146 и 171 УПК РФ) с согласия Председателя Следственного комитета РФ;
  • зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – в общем порядке (ст. 146 и 171 УПК РФ) с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
  • Как видим, для возбуждения уголовного дела или привлечения в качестве обвиняемого в отношении специальных субъектов установлены различной степени «жесткости» фильтры.
  • Но из этого правила имеется ряд исключений:
  • 31.1. Понятие и значение международного сотрудничества
  • Значение международного сотрудничества можно сформулировать следующим образом:
  • 31.2. Основные положения международного сотрудничества
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Глава 30. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ

    30.1. Понятие и значение особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

    Глава 52 УПК РФ предусматривает особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Согласно ст. 447 УПК РФ к категориям лиц, в отношении которых применяются особенные процедуры в уголовном судопроизводстве, относятся:

    члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; депутаты и члены выборного органа местного самоуправления; выборные должностные лица органа местного самоуправления;

    судьи Конституционного Суда РФ; судьи федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда; мировые судьи; судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ; присяжные и арбитражные заседатели на период осуществления ими правосудия;

    Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ;

    Уполномоченный по правам человека в РФ; Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий; кандида-

    ты в Президенты РФ; прокуроры, Председатель Следственного комитета РФ; руководители

    следственного органа; следователи; адвокаты;

    члены избирательных комиссий; члены комиссий референдумов с правом решающего голоса;

    зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы РФ; зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

    Указанный перечень лиц можно классифицировать. Так, в зависимости от должностного, служебного и иного положения в обществе следует выделить такие, например, группы:

    1) лица, обладающие должностными полномочиями (судьи, прокуроры, следователи, Председатель следственного комитета РФ и т.д.);

    2) лица, занимающие важное социальное положение (депутаты Государственной Думы, члены избирательных комиссий и т.д.);

    3) лицо, ранее занимавшее высокопоставленный пост в государстве (Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий).

    Лица, указанные в ст. 447 УПК РФ обладают общими чертами. Их дея-

    тельность связана (была связана или будет связана) с принятием решений, от которых зависит судьба многих людей. Эти лица связаны с законодательной, судебной или исполнительной ветвями власти, либо имеют реальные возможности управления социумом, влияния на его состояние. Поэтому такие лица нуждаются в дополнительных гарантиях защищенности.

    Особенности, предусмотренные в УПК РФ, относительно отдельных категорий лиц, имеют следующее значение :

    дополнительные процедуры уголовного судопроизводства направлены на воспрепятствование попыток незаконного вмешательства в деятельность указанных лиц;

    усложненный порядок осуществления процессуальной деятельности в отношении данных лиц обусловлен тем, что вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности данных лиц, требуют дополнительного контроля со стороны высокопоставленных лиц, принятия более взвешенных решений для сохранения нормального функционирования многих институтов гражданского общества и государства;

    уголовно-процессуальные гарантии защищенности не должны созда-

    вать привилегированного положения , а лишь быть достаточными для под-

    держания баланса между реализацией назначения уголовного судопроизводства, равенства всех перед законом и судом, а также обеспечением нормальной жизнедеятельности и профессиональной деятельности рассматриваемых категорий лиц.

    Например, было бы нонсенсом, если простой дознаватель имел бы право возбудить уголовное дело в отношении федерального судьи; следователь – возбудить дело в отношении своего коллеги-следователя или своего начальника, Председателя Следственного комитета РФ и проч.

    Ученые справедливо замечают: ошибочно считать такой особый порядок личной привилегией специальных субъектов или своего рода индульгенцией от наказания за совершенное преступление, так как его наличие не исключает ответственность за совершение преступления. Усложненный порядок возбуждения уголовного дела является дополнительной уголовно-процессуальной гарантией неприкосновенности должностных лиц, исполняющих некоторые публичные государственные функции, т.е. служит защите не частных, а публично-правовых интересов. Такие гарантии предусмотрены не только УПК РФ, но и специальными законами (например, ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и др.) (Курс уголовного процесса / под ред. Л.В. Головко. М., 2016 // СПС «КонсультантПлюс»).

    Таким образом, особенности производства по уголовным делам в от-

    ношении отдельных категорий лиц представляют собой дополнительные уголовно-процессуальные гарантии защищенности указанных в законе лиц, чья деятельность связана с осуществлением важных для общества и государства функций, в целях воспрепятствования попыток незаконного вмешательства в их профессиональную, общественную и иную деятельность.

    30.2. Сущность и содержание особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц

    Анализ положений главы 52 УПК РФ позволяет все особенности производства в отношении указанных категорий лиц сгруппировать по таким вопросам.

    1. Подследственность.

    2. Возбуждение уголовного дела.

    3. Привлечение в качестве обвиняемого.

    4. Задержание по подозрению в совершении преступления.

    5. Избрание меры пресечения.

    6. Производство следственных и иных процессуальных действий.

    7. Рассмотрение уголовных дел в суде.

    Дополнительные гарантии защищенности выражаются путем усложнения процедур привлечения их к уголовной ответственности, установления дополнительного контроля по таким уголовным делам.

    1. Предварительное расследование по уголовным делам о преступле-

    ниях, совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ, производится в форме предварительного следствия или дознания следователями Следственного комитета РФ, ими же – о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью (пп. «б» п. 1 ч. 2 и п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

    Приговором суда гр. К. признан виновным в совершении преступления в сфере экономики. Приговор был отменен вышестоящим судом со следующим обоснованием. Согласно представленной в суд надзорной инстанции справки Территориальной избирательной гр. К. в период с 16.10.2005 по 12.10.2008 являлся депутатом выборного органа местного самоуправления.

    Исходя из требований п. 1 ч. 1 ст. 447 УПК РФ в отношении него применяется особый порядок производства по уголовным делам. В силу положений п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК РФ уголовное дело в отношении депутата, члена выборного органа местного самоуправления возбуждается руководителем следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъекту РФ.

    В соответствии с п/п. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие и дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, осуществляется следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ.

    Вопреки этим требованиям уголовное дело в отношении гр. К. в период обладания им статуса депутата было возбуждено и расследовано следователем ОВД.

    Таким образом, возбуждение уголовного дела, производство по нему предварительного следствия, были проведены ненадлежащим субъектом, что является существенным нарушением уголовно-процессуального законодательства, влекущим за собой отмену приговора (Постановление Президиума Верховного суда Республики Коми от 23.10.2013 г. № 44-у-176).

    2, 3. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении этих лиц, либо об их привлечении в качестве обвиняемых, если уголовное дело бы-

    ло возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается в отношении:

    члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации и Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ;

    Генерального прокурора РФ – Председателем Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Генерального прокурора РФ признаков преступления;

    Председателя Следственного комитета РФ – исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, принятого по представлению Президента РФ, о наличии в действиях Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления;

    судьи Конституционного Суда РФ – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ;

    судей Верховного Суда РФ, судов уровня субъекта РФ, военного суда – Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

    иных судей – Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (например, с согласия квалификационной коллегии судей Челябинской области);

    Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов; Уполномоченного по правам человека в РФ, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ – Председателем Следственного комитета РФ;

    депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

    районного или городского уровня прокурора, руководителя следственного органа, следователя, адвоката – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а в отношении этих же должностных лиц (кроме адвоката) вышестоящих органов – Председателем Следственного комитета РФ или его заместителем;

    депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;

    члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса – руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ, а члена Центральной избирательной комис-

    Как показывает существующая практика по уголовным делам, замена участвующего в уголовном деле адвоката является одной из наиболее часто встречающихся процессуальных процедур.

    Причины для этого могут быть самые разные, и одной из таких причин является возникновение разногласий между подозреваемым, обвиняемым и его адвокатом (адвокатами).

    Право на приглашение защитника и на его замену является безусловным процессуальным правом подозреваемого, обвиняемого. Он не обязан объяснять, почему им принято решение об отказе от конкретного защитника и его замене. Однако, поскольку в силу прямого указания в законе (ч. 2 ст. 52 УПК РФ) отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя, судьи, то в случае, если подозреваемым, обвиняемым заявлен вынужденный отказ от защитника (например, в связи с невозможностью оплаты его услуг), то защитник может быть назначен в порядке ст. 51 УПК РФ.

    Если участие защитника в уголовном деле обязательно (ч. 1 ст. 51 УПК РФ), он должен быть назначен даже в случае заявления подозреваемым, обвиняемым отказа от помощи любого защитника, в том числе, от назначенного в порядке ст. 51 УПК РФ. Необходимо учитывать, что если подозреваемый, обвиняемый ходатайствует о назначении ему защитника, то в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 131 УПК РФ оплата услуг назначенного защитника относится к процессуальным издержкам и может быть возложена на осужденного в порядке возмещения государству расходов на участие защитника по назначению (ч. 2 ст. 132 УПК РФ). Исключение составляют только случаи, предусмотренные чч 4, 5 ст. 132 УПК РФ.

    Предлагаемое ходатайство обусловлено тем, что в силу положений чч 2, 4 ст. 49 УПК РФ допуск адвоката к участию в уголовном деле в качестве защитника осуществляется судом, следователем, дознавателем, поэтому для прекращения участия в уголовном деле конкретного защитника необходимо соответствующее процессуальное решение должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, о прекращении статуса защитника у данного конкретного адвоката в связи с расторжением с ним соглашения на защиту.

    О замене защитника во время проведения следственного действия делается отметка в протоколе данного следственного действия. Если уголовное дело находится в суде, то о замене защитника делается запись в протоколе судебного заседания.

    Для того, чтобы вновь вступающий в уголовное дело защитник подготовился к осуществлению защиты, в следственном действии или в судебном заседании может быть объявлен перерыв, о чём целесообразно заявить соответствующее ходатайство следователю, дознавателю, суду.

    С ледователю СО СУ МВД РФ

    по городу _______________

    П етрову А . А .

    от обвиняемого М. ______________

    по уголовному делу № 1234567

    « ____ » _________ 201 ___ г

    Ходатайство № 17

    о замене защитника

    в соответствии со ст.ст.50,52 УПК РФ

    В Вашем производстве находится уголовное дело № 1234567 , по которому мне предъявлено обвинение по ст._____ УК РФ.

    В качестве моего защитника в уголовном деле участвует адвокат А.____________.

    02.12.15 г Никулинским районным судом города Москвы удовлетворено ходатайство следователя о применении ко мне меры пресечения в виде домашнего ареста. В данное судебное заседание адвокат А.___________ не явился и материал по ходатайству следователя был рассмотрен судом с участием защитника по назначению суда – адвоката Н.______________.

    Постановление судьи не было обжаловано ни адвокатом А.___________, ни адвокатом Н._____________. При этом, ни тот, ни другой не посетили меня в течение двух недель, не выяснили моё мнение в отношении такого судебного постановления и не обсудили со мной дальнейшие действия.

    До этого у меня возникли разногласия с адвокатом А.__________ по поводу обжалования предъявленного мне обвинения и предоставления следователю доказательств защиты, позволяющих опровергнуть выводы следователя, изложенные в постановлении о привлечении меня в качестве обвиняемого по данному уголовному делу.

    При таких обстоятельствах, возникла необходимость в отказе от услуг адвоката А.___________ и в приглашении другого адвоката, который в дальнейшем будет осуществлять мою защиту. Соответственно, мне необходимо разрешение следователя на телефонные звонки.

    На основании вышесказанного,

    руководствуясь ст. ст. 47; 49; 50 УПК РФ , —

    ПРОШУ:

    Заменить моего защитника — адвоката А.___________ на другого защитника, с которым мной будет заключено соглашение на защиту.

    Предоставить мне возможность осуществить телефонные звонки в адвокатские образования, телефоны которых мне предоставит моя супруга С.________________, для обсуждения вопросов приглашения адвоката и заключения с ним соглашения на осуществление моей защиты по уголовному делу № 12345657.

    С уважением,

    обвиняемый

    М. ___________________

    1. Подозреваемый, обвиняемый вправе в любой момент производства по уголовному делу отказаться от помощи защитника. Такой отказ допускается только по инициативе подозреваемого или обвиняемого. Отказ от защитника заявляется в письменном виде. Если отказ от защитника заявляется во время производства следственного действия, то об этом делается отметка в протоколе данного следственного действия.
    (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

    2. Отказ от защитника не обязателен для дознавателя, следователя и суда.
    (в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

    3. Отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производстве по уголовному делу. Допуск защитника не влечет за собой повторения процессуальных действий, которые к этому моменту уже были произведены.

    Комментарий к статье 52 УПК РФ

    1. По общему правилу участие защитника как на предварительном следствии, так и в суде зависит от волеизъявления обвиняемого, подозреваемого. Письменное заявление об отказе от защитника влечет исключение данного участника из процесса, но не исключает права обвиняемого, подозреваемого в дальнейшем ходатайствовать об участии защитника.

    2. Отказ от защитника не может быть принят, если обвиняемый или подозреваемый является несовершеннолетним, если он в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту, в других случаях, когда участие защитника обязательно в силу обстоятельств, исчерпывающим образом перечисленных в законе (пункты 2 – 6 статьи 51 УПК), а также в тех крайне редких случаях, когда судебное разбирательство производится в отсутствие подсудимого, что возможно только по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести и подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие (см. текст части четвертой статьи 247 УПК и комментарий к ней) и суд решил такое ходатайство удовлетворить.

    3. Предельно широкая формулировка части второй комментируемой статьи “отказ защитника не обязателен для дознавателя, следователя, прокурора и суда” позволяет сделать вывод, что указанные органы уголовного преследования, а также суд вправе не принять отказа обвиняемого, подозреваемого от защитника и во всех других случаях, когда сочтут это необходимым. Это нововведение спорно и неясно. Право обвиняемого на отказ от защитника без обязанности удовлетворить его – фикция права, а отсутствие указаний на то, в каких конкретных случаях орган уголовного преследования и суд обязаны обеспечить участие защитника вопреки позиции обвиняемого (дополнительно к случаям, перечисленным в статье 51 УПК), делает комментируемую норму недопустимо расплывчатой.

    Просмотров