Явление святой троицы александру свирскому. "Троица ветхозаветная": описание иконы

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА. Когда почти все люди сделались идолопоклонниками, Бог для сохранения истинной веры на земле избрал одного благочестивого человека по имени Авраам, сына Фарры, из племени Сима. Авраам жил в земле Халдейской, был богат, имел много рабов и скота, но был бездетен и скорбел об этом. Однажды Бог явился к нему и сказал: оставь дом отца своего и иди в землю, которую Я тебе покажу; Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё. Аврааму было в то время семьдесят пять лет. Повинуясь Богу, он взял с собою свою жену Сарру, племянника Лота, все имение и всех своих рабов и отправился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанской и была очень плодородна. Войдя в неё, Авраам устроил жертвенник и принес Богу благодарственную жертву.

ЯВЛЕНИЕ АВРААМУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ В ВИДЕ ТРЁХ СТРАННИКОВ. В земле Ханаанской Авраам поселился близ Хеврона. Однажды, сидя у своего шатра, он увидел невдалеке трёх странников. Он тотчас пошёл им навстречу, поклонился до земли и стал просить их к себе отдохнуть

Обетование Аврааму о рождении сына. Ю. фон Карольфельд

под деревом и подкрепиться пищей. Странники согласились. По обычаю того времени Авраам омыл им ноги, подал хлеба, молока и лучшего жаренного телёнка. В то время когда странники ели, один из них сказал: через год я буду опять у тебя; у Сарры, твоей жены, будет сын. Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, слышала эти слова. Удивившись внутренне, она сказала себе: мне ли иметь в старости такое утешение? Но странник сказал: есть ли что трудное для Бога?

Явление Аврааму Троицы. Г. Доре

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА. Прошёл год после этого события. Аврааму было сто лет, а жене его, Сарре, девяносто, когда у них родился сын Исаак. Авраам всей душой любил своего сына; Господь видел это. Когда Исаак вырос, Бог, желая испытать Веру Авраама, сказал ему: возьми единственного твоего сына, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу (принесение в жертву Исаака было прообразом смерти и воскресения Иисуса Христа). Авраам повиновался. На другой день,рано утром, он приготовил дров, оседлал осла, взял двух рабов и сына своего, Исаака, и отправился в путь. На третий день пути ему было издали указано место для жертвоприношения. Оставив под горой своих рабов, Авраам дал Исааку дрова, сам же взял огонь и нож, и они пошли на гору. Дорогой Исаак спросил Авраама: отец мой, вот у нас есть огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам ответил: Господь усмотрит Себе агнца. На горе Авраам устроил жертвенник, разложил дрова, связал сына своего, Исаака, и положил его на жертвенник. Он уже поднял нож, чтобы заколоть Исаака. Вдруг Ангел Господень явился ему и сказал: Авраам, Авраам! не поднимай руки на отрока своего! теперь я знаю, что ты боишься Бога, ибо не пожалел единственного своего сына. Оглядевшись, Авраам увидел барана, запутавшегося рогами в кусте, и принёс его в жертву.

Надо иметь твёрдую веру в Бога и совершенное послушание: без этого нельзя угодить Богу, быть счастливым и удостоится обетований Божиих. В испытаниях не нужно быть малодушным. Все, что делает Господь, делает для нашего благополучия.

Троица. Конец XIV в. Из собрания Н. П. Лихачева. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Катакомбы Виа Латина
Гостеприимство Авраама. Санта-Мария Маджоре. Мозаика римского храма Санта Мария Маджоре (1-я пол. V в.)
​Мозаика в храме Сан Витале. Равенна (1-я пол. VI в.)

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Троица. Феофан Грек. 1378 г. Фреска в камере на хорах. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород
Зырянская Троица. Конец XIV в. Вологодский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Вологда

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.

Троица. Андрей Рублев
Троица. XV век. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» Новгород, XVI век
Сошествие Святого Духа на апостолов. Афон, монастырь Дионисиат, ХIV век
Троица Ветхозаветная. Середина XVI в. Ярославский художественный музей, Ярославль
Троица Ветхозаветная. Вторая половина XVI в. Москва, ГТГ
Святая Троица. Конец XVI - начало XVII вв. Ярославский художественный музей, Ярославль
Троица Ветхозаветная. Конец XVI - начало XVII вв. Москва, ГТГ
«Сошествие Святого Духа на апостолов» Мозаика в куполе церкви Осиос Лукас. Фокиде. Греция, XI век

Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.


Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.


Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.


Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Н. Орда. Вторая пол. XIX века

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.


Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.


Троице-Стефано-Ульяновский монастырь

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.


Ипатьевский монастырь. Вид со стороны старого русла реки Костромы

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.


Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.


Троицкий Сийский монастырь. Дореволюционная открытка

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.


Троицкий монастырь в Астрахани

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.


Свято-Троицкий женский монастырь г. Мурома в XIX веке

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.


Церковь Троицы Живоначальной в Ямской слободе в Великом Новгороде

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.


Троицкая церковь Духова монастыря в Великом Новгороде

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.


Церковь Троицы Живоначальной в Полях. Фото из альбома Найденова Н. А., 1882 год

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

С. Камень г. Лиепая (Латвия), в дер. (Латвия), в дер. (Литва), г. (Эстония), дер. Водзилки (Польша), г. Ири (США).

Храм Троицы Живоначальной ДПЦ. Лиепая
Храм во имя Святой Троицы ДПЦ. Кублищино

Кроме того, праздник Святой Троицы является престольным для женского Николо-Улейминского монастыря РПсЦ и для Свято-Троицкого мужского монастыря РДЦ в пос. Каменка Злынского р-на Брянской области.

О разных иконах Пресвятой Троицы

Священник Константин Пархоменко

Часто в храм приходят с просьбой освятить икону, на которой изображена, как говорят, «Новозаветная Троица»: Бог Отец в виде старца, Бог Сын - в виде Христа Воплощенного и Дух Святой – в виде голубя.
Говорю: «А ведь эта икона – неканоническая…»
Люди недоумевают: «Погодите, это мы в церковной лавке купили. Что же там, будут неканоническое что-то продавать?..»

Давайте сегодня поговорим на тему: как допустимо на иконах изображать Святую Троицу.

Всего существует несколько типов икон Троицы. Я приведу основные.

1. «Ветхозаветная» Троица

Икона, изображающая Троицу в виде Трех Ангелов, пришедших к праотцу Аврааму. Это эпизод из 18-й главы книги Бытие. Давайте я приведу фрагмент этого рассказа:

И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего.
Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей...

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем...

Вот в соответствии с этим рассказом о явлении Господа Его часто изображали в виде трех странников, или Трех Ангелов, сидящих в гостях у Авраама.

2. «Новозаветная» Троица, или икона «Сопрестолие»

Это второй тип иконы. Она изображает явление Трех Лиц Святой Троицы, сидящих на Небесном Престоле.


3. Икона «Отечество»

Здесь сюжет вообще придуман. На Небесном Троне сидит Бог Отец. На коленях у Него – отрок Сын. Над ними парит Дух Святой.

4. Икона Бога Отца

Очень редкое изображение, которое грубо, как бы в игнорируя всю догматическую логику запретов Бога Отца, именно Его и изображает.

5. Распятие в Лоне Отчем

Эта икона показывает нам, как Отец держит Крест с Распятым Сыном. Рядом помещается Святой Дух.

Теперь – несколько слов о допустимости таких икон

Для нас программным в этом отношении является текст Апостола Иоанна Богослова: «Бога не видел никто и никогда» (Ин.1, 18) . Бога Отца, продолжает Апостол Иоанн, что нам явил Сын Божий.

Таким образом, изображение Бога Отца если и возможно, то только в том случае, если Он изображается символически, например, под видом Сына. Именно такой вариант мы встречаем на иконах Троицы первого типа (к которым принадлежит и рублевская «Троица»). На этих иконах все три изображенных персонажа имеют черты Сына. Таким способом достигается цель иконописца: показать, что Сын явил нам всю Тайну Пресвятой Троицы. Сын явил нам и Себя, и Отца, и Духа.

Все остальные иконы, несмотря на их назидательную доступность (прекрасно понятна психология простых верующих: чего гадать о тайне Троице, вот она вся, как на ладони), неверны с догматической точки зрения.

Искусствоведы гадают о причинах появления этих икон. Несомненно здесь влияние Запада, а именно Римско-Католической Церкви, где подобные сюжеты были широко известны.
Самые древние православные образцы подобного рода находятся не в России. Это фреска в Матейче, в Сербии (1356–1360 годы) и фреска в церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Охриде, в Македонии (середина 15-го века).

В России такие иконы появляются в начале 16-го века. Московский собор 1554 года утверждал возможность подобных изображений по ветхозаветным свидетельствам, при этом многократно подчеркивается, что «живописцы Божьяго Существа не описуют», а описуют , то есть изображают, только тот вид, под которым Бог являлся в Ветхом Завете.

Надо напомнить, что, говоря про Ветхий Завет , все подразумевают книгу пророка Даниила, где, действительно, пророку является некий старец Ветхий днями. Вот один из этих текстов: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 3-14).
Если в 1554 году разрешение на написание икон, на которых изображен Бог Отец и Бог Дух, было дано, то через 100 лет другой Собор запретил такие изображения.

В 43-м правиле Большого Московского собора 1667 года говорится (приведу текст подлинника без перевода):
«Повелеваем убо над иконописцами, искусну художнику, и доброму человеку (от духовнаго чина) во старостах, сиречь началником и дозорщиком быти. Да не поругаются невежди святым иконам, Христа и Его Богоматере, и угодников Его, худым и нелепым писмом пищуще: и да престанет всякое суемудрие не праведное, иже обыкоша всяк собою писати безсвидетельства: сиречь Господа Саваофа образ в различных видех [...].
Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти. Токмо якоже Христос виден бысть в плоти, тако и живописуется, сиречь воображается по плоти: а не по Божеству: подобие и Пресвятая Богородица, и прочии святии Божии [...].
Господа Саваофа (сиречь Отца) брадою седа, и Единороднаго Сына во чреве Его, писати на иконах и голубь между ими, зело не лепо и не прилично есть, зане кто виде Отца, по Божеству; Отец бо не имать плоти… Глаголет бо и Сам Христос во святом Евангелии: никтоже весть Отца, токмо Сын. И Исаия пророк во главе 40 глаголет: кому уподобисте Господа, и коему подобию уподобисте Его?.. Подобие и святый Павел Апостол...: род убо суще Божий, не должни есмы непщевати, подобну быти Божеству злату, или сребру, или камению и начертанию художну, и смышлению человека. Глаголет бо и Иоанн Дамаскин ский: коим же, невидимаго и безтелеснаго и не описаннаго и не образнаго Бога, кто может сотворити подражание; пребезумия убо крайняго и нечестия образовати Божество. Подобие же возбраняет о сем и Святый Григорий Двоеслов …

И Святый Дух не есть существом голубь, но существом Бог есть. А Бога никтоже виде, якоже Иоанн Богослов и Евангелист свидетельствует, обаче аще во Иордане при святом Крещении Христове, явися Святый Дух в виде голубине; и того ради на том месте точию подобает и писати Святаго Духа в виде голубином. А на ином месте имущии разум, не изобразуют Святаго Духа в голубином виде. Зане на Фаворстей горе яко облаком явися и иногда, инако. Еще же Саваоф не именуется точию Отец, но Святая Троица. По Дионисию Ареопагиту, Саваоф толкуется от жидовска языка, Господь сил: се Господь сил, Святая Троица есть, Отец и Сын и Святый Дух. Обаче аще и Даниил пророк глаголет: яко видех ветхаго денми седяща на судищи. И то не о Отце разумеется, но о Сыне, еже будет во Второе Его Пришествие судити всякаго языка страшным судом.

Еще же пишут во иконах Святому Благовещению тоже Саваофа, Иже от уст дышет, и то дыхание идет во чрево Пресвятая Богородицы: и кто то виде, или кое Святое Писание о сем свидетельствует, и откуду сие взяша; явственно есть, яко таков обычай, и ина подобная, от некоторых суемудрых, или паче рещи буемудрых и безумных, приятся и обыче. Сего ради повелеваем, от ныне то суемудрое и безместное писание да престанет. Точию в Апокалипсисе Святаго Иоанна по нужде пишется и Отец в седине, ради тамошних видений».

Отметим, что единственное допущение писать образ Отца и Духа было сделано:
А) Изображение Духа Святаго в виде голубя только для сцен Крещения Христова.
Б) Изображение Бога Отца оставить только для изображения сцен Апокалипсиса, «ради тамошних видений».

В Русской Церкви, таким образом, в этом вопросе была поставлена точка. Но споры о возможности написания таких икон не утихали. Еще через 100 лет аналогичный запрет был принят в Греции.
Священным Синодом Константинопольской Церкви в 1776 году «соборно постановлено, что эта якобы икона Святой Троицы (то есть «Новозаветная Троица») является новшеством, чуждым и не принятым Апостольской, Кафолической, Православной Церковью. Она проникла в Православную Церковь от латинян».

Последний вопрос, который нам нужно задать: как поступать с подобными иконами, которые можно встретить даже на прилавках церковных лавок?

Православный христианин не должен иметь подобных икон в своем молитвенном уголке.
Как мы знаем, всякая икона нуждается в освящении. Существует чин освящения и иконы Святой Троицы. Однако в этом чине специально указано, какие иконы Троицы можно освящать. Это икона, изображающая явление Трех Ангелов Аврааму, и три иконы, которые рассказывают о явлении Троицы в Новом Завете: иконы Крещения, Преображения и Пятидесятницы.
Икона запрещенного типа, таким образом, даже не может быть освящена.

Храм в честь Живоначальной Троицы

Христинство раскрывает нам учение о Святой Троице - Триедином Боге . Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - Единый Бог в трех Лицах, или Ипостасях, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе. Бог Отец - не сотворен, не создан, не рожден; Сын - предвечно (вне времени, бесконечно) рождается от Отца; Святой Дух - предвечно от Отца исходит.

Учение о Святой Троице является основой христианства. Это учение о Божественном Уме (Отце), Божественном Слове (Сыне) и Божественном Духе (Святом Духе). Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся Образом Божьим. «Ум наш - образ Бога Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа, - учит святитель Игнатий Брянчанинов. - Ум наш не перестает рождать мысль. При этом ум без мысли существовать не может, как и мысль - без ума. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякая книга имеет свой собственный дух. А в существовании мысли и духа перед нами раскрывается существование ума».

Бог сотворил весь мир и человека в нем, Он есть источник любой жизни, поэтому Троицу называют Живоначальной.

Явление Святой Троицы Аврааму

Откровение о том, что Бог есть Троица, во всей полноте принес людям Иисус Христос. Однако уже в Ветхом Завете даются указания на троичность Бога.

Праотец Авраам, которому Бог обещал, что его потомки станут великим народом, будучи в преклонном возрасте, все еще оставался бездетен. Однажды они с женой Сарой разбили шатер в дубраве Мамвре, и там их посетили Три Путника. Священное Писание однозначно говорит нам о том, что Авраам сразу узнал в Путниках Господа, так как обратился ко всем Троим: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего». Путники остановились у Авраама, и Один из Них сказал: «Я опять буду у тебя в это же время в следующем году, и будет сын у Сары, жены твоей». И действительно, сказанное Господом исполнилось: у Авраама и Сары родился сын Исаак. Каждому из нас нужно всегда помнить, что Господь знает, что нам необходимо, и подает просимое, если это действительно нужно и полезно, насколько бы невероятным это всем ни казалось.

Икона Святой Троицы

Явление Святой Троицы Аврааму стало сюжетом для многих икон, изображавших Бога в виде трех Путников или трех Ангелов. Самая знаменитая из них, прославившая и художника, и его страну на весь мир, принадлежит кисти известного русского иконописца преподобного Андрея Рублева. Образ был написан «В похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона во время строительства в Свято-Троицком монастыре каменного Троицкого собора.

Как сообщает предание, преподобный Андрей Рублев долго не мог решить, как изобразить Троицу. Традиционно Троицу писали в виде трех Ангелов, которые явились Аврааму у Мамврийского дуба. Общепринятые сюжеты включали в себя множество сцен и действующих лиц: Авраама, его жену Сарру, слуг, угощение. Осознавая, что обилие деталей отвлекает молящегося от главного - от созерцания Бога, преподобный Андрей предпринял неслыханный для своего времени шаг. Он решил изобразить лишь самих трех Ангелов, безмолвно беседующих друг с другом.

Когда в монастыре узнали о такой неслыханной дерзости, то пригрозили художнику, что выгонят его из обители и не дадут закончить работу. Преподобный погрузился в тяжкие раздумья - с одной стороны, он был обязан следовать общепринятым нормам, чтобы не смущать насельников. Но с другой - был убежден, что Святая Троица является центром и смыслом православной веры и что нельзя на иконе главное - изображение Бога - смешивать с второстепенным. Погруженный в такие тяжелые думы преподобный Андрей молился всю ночь, чтобы ему открылась воля Божия. Внезапно художник ясно увидел, как стены его кельи исчезли, и он оказался охваченным неописуемым светом и несказанной благодатью. В вышине иконописец увидел Саму Троицу. Преподобный не смог долго созерцать это видение, так как исполнился чувством божественной любви и от избытка радости потерял сознание. Когда он очнулся, то принялся неустанно трудиться, воплощая в красках то, что явил ему благословивший его Господь.

Когда братия монастыря и сам игумен Никон увидели икону Святой Троицы, написанную преподобным, то не могли выразить словами своего восхищения. Все внимание на иконе было сосредоточено на трех Ангелах, изображавших Лица Пресвятой Троицы, и на их безмолвном общении. Преподобный Андрей изобразил Ангелов восседающими вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего Христа. Левый и средний Ангелы на иконе как бы благословляют эту чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на крестную смерть во имя любви к людям, а Бог Дух Святой присутствует на иконе как Утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.

Слава этого великого произведения древнерусской иконописи распространилась по всему миру, и на сегодняшний день икона Андрея Рублева считается одним из самых известных произведений мирового искусства и символом русской культуры. Сейчас икона находится в собрании Государственной Третьяковской Галереи.

Троица в Новом Завете

Явление Пресвятой Троицы свершилось при Крещении Иисуса Христа в Иордане. Когда вышел Спаситель из воды, раздался голос Бога Отца с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Евангелие от Матфея). И Дух Святой сошел на Сына Божия в виде голубя.

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». (Евангелие от Матфея).

Молитва Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

23 мая в Свято-Введенском женском монастыре прошли первые малые Тихвинские Таисиинские чтения, посвященные Столетию памяти Великой игумении. Это один из четырех монастырей, в котором подвизалась матушка Таисия в течение своей жизни. Именно в нем начался монашеский путь благодатной подвижницы благочестия Русской Церкви XIX - нач. XX в. Здесь она приняла иноческий постриг, прожив в монастыре десять лет - с 1862 до 1872 г.

Начиная с 2000 года прихожане Леушинского подворья в день Ангела матушки Таисии приезжали на богомолье в Тихвинскую обитель, когда она еще была закрыта, молились, омывались в водах Святого ручья. После открытия монастыря в этот день стали служить Литургию и совершать панихиду памяти леушинской игумении. Однако никогда еще День Ангела матушки Таисии не проходил на таком высоком уровне. Организатором проведения Тихвинских Таисиинских чтений выступила Тихвинская епархия. Дата и место проведения этого мероприятия были выбраны не случайно: 23 мая - день тезоименитства игумении Таисии (Солоповой) и день её иноческого пострига во Введенском девичьем монастыре г. Тихвина. В 2015 году отмечается столетняя годовщина упокоения Леушинской Игумении.

В Чтениях приняли участие представители Санкт-Петербурга, Тихвина, Лодейного Поля, Череповца, Боровичей, Мурманска, пос. Мяксы, были гости из Финляндии.

Чтения открылись Божественной литургией в монастырском соборном храме. Литургию совершили иеромонах Иоанн (Булыко), протоиерей Геннадий Беловолов, протоиерей Сергий Филонов, иеромонах Киприан (Галкин), иерей Михаил Ломакин. После Литургии была отслужена заупокойная лития по игумении Таисии и совершено освящение вод Введенского ручья, опоясывающего святую обитель. Некоторые паломники тут же омылись в освященных водах.

Затем перед главным собором прямо под открытым небом был проведен праздничный концерт. Гости услышали классические произведения в исполнении лауреата международных конкурсов, участника программ Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова детского ансамбля скрипачей «Тутти» из Санкт-Петербурга (руководитель - заслуженный работник культуры Ольга Щукина). Дети Воскресной школы «Свечечка» при Спасо-Преображенском соборе г.Тихвина декламировали стихи матушки Таисии (руководитель Наталья Дмитриева). Мальчики-аккордеонисты из семейного дуэта порадовали слушателей виртуозным исполнением произведения Антонио Вивальди «Зима». Настоятельница Введенской обители игумения Тавифа (Федорова) на правах хозяйки мероприятия обратилась к собравшимся с приветственным словом. Матушка Тавифа отметила важность проведения Таисиинских чтений в Тихвине. Именно в Тихвине начался подвиг монашеского делания великой подвижницы - старицы Таисии, и именно здесь ей было явление Святой Троицы. Она поделилась с участниками Чтений своим желанием именовать обитель «Крестокрещенской», согласно с Божественным откровением, полученным матушкой Таисией.

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма исторического Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, по благословению настоятельницы взял на себя обязанности ведущего мероприятия. Со свойственной ему харизмой батюшка обращался к аудитории, рассказывая о тех или иных аспектах жизни матушки Таисии и событиях, связанных с современным ее почитанием. Особо отец Геннадий отметил личное участие в популяризации почитания Леушинской игумении епископа Череповецкого Флавиана.

Первым докладчиком стала Александрова Галина Александровна, председатель паломнического отдела Боровичской епархии. Она рассказала о родине игумении Таисии, о ее детстве, о создании музея игумении Таисии. Владыка Боровичский и Пестовский Ефрем передал в дар Введенской обители икону святого Иакова Боровичского, покровителя города Боровичи, которому в своей юности молилась матушка Таисия.

Максим Антипов, церковный историк, сотрудник Президентской библиотеки представил вниманию участников Чтений книгу незаслуженно забытого христианского писателя-историка А.П.Башуцкого «Тихвинские монастыри». Это историческое исследование начала XIX века не потеряло своей актуальности и по сей день. Любознательный читатель отметит высокое художественное достоинство этой книги. Башуцкий воспитывался вместе с будущим Императором Николаем I, что определяло его большое будущее. Однако, будучи в юности «светским повесой», душой компании, он совершенно изменился после смерти графа М.А.Милорадовича, раненого во время вооруженного мятежа на Сенатской площади (восстание декабристов), став постепенно глубоко религиозным человеком. Башуцкий оказался талантливым и плодотворным писателем. Задолго до Некрасова в своих рассказах он описал народную жизнь - характерные портреты представителей разных профессий Российской Империи. Неожиданным для участников Чтений стал тот факт, что жена Башуцкого, Мария Андреевна, поступила в Свято-Введенский Тихвинский девичий монастырь послушницей.

Иеромонах Киприан (Галкин), насельник Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, сделал доклад на тему «Бог Авраама, Александра и Таисии», в котором провел сравнительный анализ трех известных явлений Святой Троицы.

Ида Александровна Климина, писатель-краевед из города Череповца, рассказала участникам Таисиинских чтений о создании Ново-Леушинского женского монастыря в посёлке Мякса, ближайшем населенном месте от затопленной Леушинской обители.

Все докладчики держали внимание аудитории и были вознаграждены благодарными аплодисментами. Участники Чтений смогли пообщаться между собой в неформальной обстановке, задать вопросы докладчикам, обменяться опытом, завязать контакты.

Было высказано единодушное мнение, что Таисиинские чтения в Тихвине должны проводиться регулярно и стать новой духовной традицией Тихвинской обители.

Просмотров