Упражнения на правописание предлогов материал по русскому языку (7 класс) на тему. Урок «Правописание производных предлогов. Практикум» Предложения на тему правописание производных предлогов

Упражнения к теме «Правила правописания предлогов. Различение предлогов и омонимичных частей речи»

Упражнение 1. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; определите, какими частями речи являются выделенные слова.

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу те..рористов, вмешаться (в) следстви.. ;

(в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести;

(в) течени.. ручья, (в) течени.. месяца;

(в) виду недостатка времени, иметь (в) виду ,узор (в) виде снежинки;

узнать (на) счёт подписки, перевести (на) счёт другой организации, говорил (на) счёт творческого поиска;

узор (в) роде снежинки, (в) роде Толстых;

узор (на) подоби.. снежинки, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, что-то (на) подоби.. сачка,(на) подоби.. героев основан весь сюжет;

(из) под бровей, спор (из) за поступков, зорька (по) над лесом;

сесть (в) место шофёра, попасть (в) место соединения деталей;

(в) силу непр..двиденных обстоятельств, верить (в) силу мысли;

идти (на) встречу опас..ности, надейся (на) встречу с ней;

(в) связи с отчётом, обвинили (в) связи с конкурентами;

(в) заключени.. выступления, (в) заключени.. предупредил всех;

(не) взирая на ливень, (не) смотря на прив..легии, (не) смотря в мою сторону;

(по) причине неурожая;

(по) мере выращивания, (по) мере продвижения на восток, (по) мере сил стараться;

(в) продолжени.. утра, (в) продолжени.. фильма;

(в) след за докладчиком, ступать след (в) след ;

(в) отличи.. от ко..лег, (в) отличи.. от предыдущих докладчиков;

(на) перерез течению, (на) перекор стихиям, идти (на) перекор здравомыслию;

(в) целях ликв..дации задолже..ности, (в) целях никто не сомневался;

предложить(с) верх нормы, достать (с) верху .

Упражнение 2. Раскройте скобки; вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

1.Около леса, как в мя..кой постел.., выспат..ся можно.

2. Григорий пр..вязал к кусту коня, лёгоколо , пр..крыв от ветра лицо полой шинел.. .

3. Кругом до самого гор..зонта тянулась степь.

4. Мы обошликругом сада, не пропуская ни одного р..стения.

5. Проходя мимо Швабрина, Гринёв ост..новился.

6. Потапов решил в дом не зах..дить, а только пройти мимо .

7. Лена поднялась со ск..м..и, сделала (не) сколько шагов (на) встречу .

8. Я видел, что казаки тороп..т..ся домой, и пош..л (на) встречу их ж..ланию.

9. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры.

10. Люди люб..т и умеют пр..творят..ся несчас..ными для того, чтобы жить (на) счёт других.

11. Нехлюдов вернулся на тр..отуар и, велев изво..ику ехать за собой, пошёл (в) виду коло..ы людей.

12. (В) виду недостатка в продовольстви.. сокр..щение пути теперь было особе..но важно.

13. Я многих людей имею тут (в) виду .

14.Благ..даря выпавш..му снегу можно было (кое) что рас..мотреть на земле.

15. Старуха проводила меня, благ..даря за оказа..ную помощ.. .

16. Всё было с..гласно в чертах нищ..го (М. Лермонтов).

17. Все идут с..гласно , как один ч..ловек.

18. Ж..ниховой родне, с..гласно уговору, подн..сли по три рюмки водки.

Задание. Спишите, раскрыв скобки, вставив, где необходимо, пропущенные буквы. Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Упражнение 3. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы; укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Около леса, как в мя..кой постел.., выспат..ся можно. Григорий пр..вязал к кусту коня, лёг около , пр..крыв от ветра лицо полой шинел… Кругом до самого гор..зонта тянулась степь. Мы обошли кругом сада, не пропуская ни одного р..стения. Проходя мимо Швабрина, Гринёв ост..новился. Потапов решил в дом не зах..дить, а только пройти мимо . Лена поднялась со ск..м..и, сделала (не) сколько шагов (на) встречу. Я видел, что казаки тороп..т..ся домой, и пош..л (на) встречу их ж..ланию. Я хотел поговорить с вами (на) счёт квартиры. Люди люб..т и умеют пр..творят..ся несчас..ными для того, чтобы жить (на) счёт других. Нехлюдов вернулся на тр..отуар.. и, велев изво..ику ехать за собой, пошёл (в) виду партии. (В) виду недостатка в продовольстви.. сокр..щение пути теперь было особе..но важно. Я многих черепах имею тут (в) виду. Благ..даря выпавш..му снегу можно было (кое) что рас..мотреть на земле. Старуха проводила меня, благ..даря за оказа..ную помощ….Все идут с..гласно , как один ч..ловек. Ж..ниховой родне, с..гласно уговору, подн..сли по три рюмки водки .

Упражнение 4 . Перепишите, раскрывая скобки, в две колонки: справа – с предлогами, слева – с соотносимыми сочетаниями.

А) (В)виду отсутствия средств, (в)следствии по делу о краже, договорились (на)счет жилья, (в)след за тем похолодало, (в)следствие сильных заморозков, имейте (в)виду сложные погодные условия, звук (в)роде свиста, (в)продолжении повести герои поженились, деньги положены (на)счет, прибыл (в) место назначения.

Б) Брошь (на)подобие мыши, (в)роду их были только военные, обратите внимание (на) подобие этих фигур, поставил (по)середине комнаты, работа (в)место отдыха, (в)течение целого лета, (на)середине реки лодка остановилась, терпели (в)продолжение месяца, ступали след (в) след, (в) течении реки.

Упражнение 5 . Перепишите, раскрывая скобки.

А) автостоянка (в)близи жилого дома, (в)заключение выступления он сказал о своих планах, (в) заключении комиссии было несколько параграфов, (в) связи с отъездом артистов, (в)силу многих обстоятельств, (во)время прогулки, (во)круг города, перенесли игру (в)следствие непогоды, фигура (на)подобие груши, радио (в)виде телефона, домик (в)роде бочки, (в)виду недостатка времени.

Б) (в)следствие опоздания, (в)доль главной улицы, открытка (в)виде пирамиды, обежать (во)круг дома, (во)преки прогнозам пошел снег, (в)последствии встретиться не удалось, (в) последствиях разобраться будет сложно, (в) место, указанное на карте, камень (в)место хлеба, стоит (с)боку стола.

Упр. № 1

Переписать, раскрывая скобки. Объяснить все вставленные буквы.

1 Депутат спешил (на)встречу с изб..рателями. 2. Неужели вам (н..)кто (не)попался (на)встречу?! 3. Я хотел бы узнать у вас (на)счет серебр(е-я)(н-нн)ых ложек. 4. (На)счет детдома было переведено несколько тысяч(?) рублей. 5. (В)виду предстоящих праздников все работы на стройке пр..краще(н-нн)ы. 6. Я только имел (в)виду, что вы всегда мож..те ра(с-сс)читывать на мою помощ(?). 7. (Не)смотря на ледя(н-нн)ой ветер пут..шественники двигались дальше. 8. (Не)взирая на все трудности, моряки упорно бор..т(?)ся с волнами. 9. Две толпы медле(н-нн)о шли (на)встречу (друг)другу.

Упр. № 2

Переписать, раскрывая скобки и объясняя вставленные буквы.

1 (В)течени.. сем(?)надцати дней лил дождь. 2. (В)течени.. нашей реки много водоворотов.3. (В)течени.. пяти лет он проживал в (не)большом пр..морском поселке. 4. (В)продолжени.. (полу)часа старич.к покорно ждал своей очереди. 5. (В)продолжени.. книги мы снова встретимся с уже знакомыми героями. 6. (В)следстви.. земл..тр..сения многие стари(н-нн)ые дома пострадали. 7. К сож..лению, (в)следстви.. по нашему делу пока нет изменений. 8. Такое (не)обычное решение было принято (в)следстви.. нескольких причин. 9. (В)последстви.. ко(л-лл)екция была передана музею. 10. И (в)заключени.. я хотел бы побл..год..рить наших спонсоров.

Упр. № 3

Переписать, раскрывая скобки. Объяснить правописание Н и НН.

1 (В)течени.. нескольких часов всадники ехали по вытопта..ым полям. 2. (В)ледстви.. нехватки лекарств ране..ым не была оказана нужная помощь. 3. (В)последстви.. они питались только суше..ой рыбой. 4. Путники двигались (на)встречу урага..ому ветру. 5. Журналисты пришли (на)встречу с прославле..ым спортсменом. 6. Он побеседовал с губернатором (на)счет реставрации стари..ого замка. 7. Несмотря на беше..ый ветер, корабль продолжал двигаться (в)доль берега. 8. Он занимал эту ответстве..ую должность (в)продолжени.. пяти лет. 9. В заключени.. своего сочинения я хочу написать о неслыха..ом энтузиазме наших рабочих. 10. Имйте (в)виду, что рядом расположе..ы торфя..ые болота.

Упр. № 4

1. Волны неслись нам (на)встречу сметая все на своем пути. 2. Придя (на)встречу с ветеранами школьники убедились что они действительно могут рассказать много интерес(?)ного. 3. Машина медле(н-нн)о проб..ралась вперед (на)встречу ей тянулись телеги с жен(?)щинами и детьми. 4. Переведите деньги (на)счет нашей клиники посоветовал доктор. 5. (На)счет морской прогулки мы еще (не)говорили но по-моему ее стоит отменить из-за плохой погоды. 6. Диктор сообщила (В)течени(е-и) ближайшей недел(е-и) будут лить сильные дожди но потом погода наверное установится. 7. (В)продолжени(е-и) этого времени вы должны точно решить какой праздник хотите устроить. 8. (В)следстви(е-и) войны нач..лсяголод и многие люди умерли. 9. (В)виду сильных морозов зимние каникулы в этом году может быть продлят. 10. Я не понимаю что вы имеете (в)виду сказал па(с-сс)ажир.

Упр. № 5

Расставить и объяснить знаки препинания. К выделенным словам подберите синонимы.

1. Вы наверное хотите поговорить со мной (на)счет моей дочери робко спросила она. 2. Директор сказал Олег Петровичпереведите (на)счет строительной фирмы шест(?)десят тысяч(?) рублей. 3. Конечно же после такого сильного земл..трясения (в)течении(е-и) многих рек произошли изменения. 4. (В)течени(е-и) нескольких минут Павел сидел подперев щеку рукой иглядя куда(то) (в)даль.5. Если (в)продолжени(е-и) года вы будете занимат(?)ся хорошо то летом мы отправим вас в лагерь. 6. Все хотели узнать о чем же реч(?) пойдет в продолжени(е-и) романа. 7. Разве вы не вид..те что (в)следстви(е-и) ваших ошибок план работы сорван?! 8. Нам (на)встречу двигался огромный океанский лайнер на его палуб(е-и) тесной толпой стояли матросы. 9. Я (не)имел (в)виду (н..)чего плохого сказал Максим понижая голос до ш..пота.

Упр. № 6

Переписать, исправляя, ЕСЛИ НУЖНО, ошибки в употреблении предлогов В – ИЗ, НА – С. Расставить и объяснить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

1 Со школы я пришел в три часа и сразу же отправился играть в футбол. 2. В помещении стало жарко и рабочие вынесли из клуба скамейки. 3. Я плохо помнил кто (в)течени.. последнего часа выходил из дома а кто заходил в него. 4. А когда я вернулся домой то узнал что к нам в гости приехала тетя с Москвы. 5. Люди громко переговариваясь возвращались с площади домой. 6. С леса вышли люди державшие в руках винтовки и автоматы. 7. Вернувшись из деревни в город Павел понял что за время его отсутствия многое изменилось. 8. У нас учатся дети с самых разных городов Серпухова Тулы Курска Орла. 9. Письмо с родины величайшая радость для бабушки.

Упр. № 7

Расставить и объяснить знаки препинания.

1. Оленька можно мы то(же) придем к вам на праздник смущенно спросила Наташа. 2. Малышкапризно сказал Я то(же) хочу точь(в)точь такую игрушку как у того мальчика. 3. По-моему ты по ошибке (з-с)делал то(же) самое упражнение какое писал в прошлый раз. 4. Катя выполняй работу так(же) аккуратно как Оксана если хочеш(?) что(бы) тебя похв..лили. 5. Что(бы) вы хотели сегодня на обед спросила нас мама когда мы утром соб..рались в школу. 6. Даже (не)знаю что(бы) мне хотелось почитать сейчас но надеюсь что бабушка подскаж..т так как она знает мои вкусы. 7. Взяв в руки книгу Оля подошла к библиотекарю что(бы) поинтересоват(?)ся о чем она. 8. В этой книге написа(н-нн)ой (пол)века назад автор утверждает то(же) самое что и сейчас. 9. Когда Николай принял решение остаться все ребята то(же) заявили что никуда (не)пойдут потому что (не)могут бросить друга.

Упр. № 8

Расставить и объяснить знаки препинания.

1. Матросы наверное слишком поздно увидели что (на)встречу им несся корабль на всех парусах. 2. Автобус выехал из Оленёвки в шесть вечера маршрутка вышла (на)встречу через (пол)часа. 3. Пожилой профессор обрадовался когда увидел сколько народу пришло (на)встречу с ним. 4. Мы разговаривали (на)счет поездки и конечно же затронули вопрос о плохих автобусах. 5. А по-моему (в)виду таких погодных условий все рейсы отменят. 6. Если вы имеете (в)виду мою ошибку то я ее уже давно исправил. 7. (В)течени(и-е) трёх дней не переставая ни на минуту шел дождь. 8. Внимательно изучив рельеф местности Владимир Ильин заметил что (в)течени(е-и) реки произошли некоторые изменения. 9. (Не)смотря на явную опасность ц..плята почему-то не уб..гали. 10. Наконец я то(же) услышал звуки доносившиеся из леса.

Упр. № 9

Расставить и объяснить знаки препинания. Определить, сочинительные союзы или подчинительные. Объяснить правописание мягкого и твердого знаков.

1 Не то царевич(?) рассказал отцу о нап..дении не то слуги его проговорились. 2 В комнатах слишком сильно пахло краской так что Наташа распахнула все окна настеж(?) что(бы) проветрить помещение. 3. Татьяна вышла замуж(?) и уехала и старушка осталась теперь совсем одна. 4. Когда стемнело молодеж(?) отправилась на площадь где уже начинался праздник. 5. Никто не уйдет домой пока бреш(?) в стене не будет заделана. 6. Так ты будеш(?) смотреть фильм о сверх(?)естественных явлениях или нет спросила сестра. 7. Войдя в комнату он внимательно огляделся по сторонам но (не)заметил ничего (не)обычного. 8. Гаврик увидел что человек бросивший гранату спрятался за под(?)емным краном. 9. Близок локоть а не укусиш(?) сказала бабушка.

Упр. № 10

Определить, что связывают сочинительные союзы: однородные сказуемые или два простых предложения в составе сложного.

1 Мать пристально разгляд..вала неожиданную гостью, но не заметила н..чего подозрительного. 2. Мы долго бесед..вали об этом, но так и не пришли к единому мнению. 3. По вечерам Катюша запис..вала все новые рецепты в блокнот, но сестра всё равно была недовольна. 4. Или отец треб..вал слишком многого, или Васька был слишком неумелым работником. 5. Сейчас отец будет заколач..вать гвозди, а потом понесет ящики в сарай. 6. Самые слабые путники остались ноч..вать на хуторе, а остальных предводитель повел к замку. 7. Печенеги (не)жили долго в одном месте, а коч..вали по степи. 8. Все утро ребята раскле..вали объявления, зато вечером были свбодны.9. По приказу князя строители сейчас проклад..вают дорогу, а потом будут возводить новые дома.

Упр. № 11

Расставить знаки препинания. Определить, что связывают союзы: простые предложения или однородные сказуемые. Выполнить синтаксический разбор любого предложения.

1 Я (по)прежнему считаю что ты ошибся когда пересчитывал книги в шкафу. 2. Мы вышли прогуляться (по)зимнему парку но быстро замерзли и вернулись домой. 3. Ребята подошли (по)ближе к столу потому что хотели посмотреть как учитель выполняет опыт. 4. (По)английски он говорил плохо зато французский язык знал (по)настоящему хорошо. 5. Строители работали (до)темна зато ремонт наконец-то был завершен. 6. Пока солдаты сражались с французами (в)рукопашную конница обошла врагов с тыла. 7. Она не заходила (в)глубь леса чтобы не заблудиться. 8. Он не стал вглядываться (в)глубь так как испугался. 9. Бабушка не стала запечатывать пакет а просто перевязала его крест(на)крест тонкой бечевкой.

Упр. № 12

Расставить и объяснить знаки препинания в связном тексте. .

Новый год

Наверное самый любимый народный праз(?)ник Новый год. Его любят все но может быть не каждый знает что наши предки отмечали его не первого января а первого марта. Заканчивалась зима начинался новый ц..кл пол(е-и)вых работ. Когда солнышко начинало пригревать землю крестьяне понимали что пора пахать. Однако прежде они выходили на улицу и устраивали тожества по случаю прихода весны. Крестьяне жгли большие-пр..большие костры чтобы жар от них поднимался в небо и д..вал силу ещё слабому солнышку. Дети садясь около костров пели песни. В каждом доме зимой в клетках держали (не)больших птичек воробьёв синичек скворцов. Теперь же все дети выносили свои клетки на улицу и открывали их и птицы выл..тали на волю. Все крестьяне радос(?)но хлопали в ладоши так как верили что птицы тоже л..тят к солнцу чтобы прин..сти ему на крыльях силу. Солнышко свети ярче приговаривали все.

Упражнения по теме "Предлог"

Упражнение 1.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в сочетаниях слов.


Пришел (из, со) школы, вышел (из, с) класса, сделал (по) окончани работы, поступил (во) преки вол… отца, смог благодаря усердии…, выполнил согласно распоряжении…, скучает по (вы) , скучает по (он), вышел (из, из-за) угла дома, выскочил (из, из-под) земли.


Выпишите предлоги из текста в два столбика:

Упражнение 2.

Выписать словосочетания только с непроизводными предлогами.

Зайти в воду, несмотря на непогоду, сказать по секрету, погрузить в лодку, показалось из-за туч, появился предо мной, расположились вблизи дач, ходить возле дома, ожидалась к празднику, рухнули с нею, шёл навстречу ветру, разыщет благодаря находчивости, находиться на горе.

Упражнение 3.

Выпишите номера предложений с производным предлогом.

1) Сговорившись (на) счёт завтрашнего дня, они распростились. 2) (В)место меня на семинар отправился мой коллега. 3) (В)последстви.. я узнал, что не только наводнение являлось причиной нашей задержки. 4) (У) многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой. 5) Он частенько отправлялся (в) место, чрезвычайно опасное.) 6) Занятия отменили (в)виду плохой погоды.7) Мы шли (на)встречу с одноклассниками.

Тест по теме "Предлог"


1. Укажите неверное высказывание.


а) Предлог связывает однородные члены предложения.
б) Предлоги бывают производными и непроизводными.
в) Предлоги - неизменяемые слова.


2. Укажите верные высказывания.

а) Предлог не является членом предложения.
б) Некоторые предлоги могут употребляться с несколькими
падежами.
в) Предлог вносит различные дополнительные оттенки значения в предложения.


3. Укажите словосочетание с предлогом.

а) Распустилась под окном;
б) Саша и Даша;
в) не было никого.


4. Укажите словосочетания с предлогами.

а) Красиво, но дорого;
б) выйти из-за поворота;
в) вспыхивать то тут, то там;
г) стояли вокруг площади;
д) взял бы его;
е) в течение многих дней.


5. Укажите словосочетания с производным предлогом.

а) рос над водой;
б) лежал под столом;
в) демобилизация вследствие ранения.


6. Укажите словосочетания с производными предлогами.

а) Из далекой страны;
б) находился в течение дня;
в) проехали мимо музея;
г) благодаря выпавшему снегу;
д) без хорошего друга;
е) вздрогнул от неожиданности.


7. Укажите предлоги, которые пишутся через дефис.

а) Из(за);
б) (в)течение;
в) из(под).


8. Укажите предлоги, которые пишутся слитно.

а) (В)близи;
б) (в)продолжение;
в) из(за);
г) (на)встречу;
д) (по)мере;
е) (в)следствие.


9. В каких предложениях выделенные слова являются предлогами?

а) В продолжение ночи я не спал ни минуты.
б) Сзади шли вязальщицы.
в) Сзади Николая кто-то зашевелился.
г) О новых приключениях ребят мы узнаем в продолжении рассказа.


10. В каких словосочетаниях надо употребить предлог ИЗ?

а) Вернуться... школы;
б) вернуться... реки;
в) вернуться... магазина;
г) вернуться... улицы.


11. Укажите предложение с неправильно употребленным предлогом.

а) Все спрашивали о результатах матча.
б) Вчера я ходил до друга.
в) Из школы Ваня пришел сегодня рано.


12. Укажите предложения с неправильным употреблением предлогов.

а) Мы уплатили за покупку и вышли из магазина.
б) Мы с него так смеялись.
в) В книге по истории я прочел о восстании крестьян.
г) Об этом серьезно продумали учителя школы.

Упражнение

(В) следстви.. непогоды, (в) следстви.. по делу те..рористов, вмешаться (в) следстви.., (в) продолжени.. пяти лет, (в) продолжени.. повести, (в) течени.. ручья,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

(в) течени.. месяца, (в) виду недостатка времени, узнать (на) счёт подписки, перевести (на) счёт другой организации, иметь (в) виду, узор (в) роде снежинки,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

узор (в) виде снежинки, узор (на) подоби.. снежинки, (в) роде Толстых, обратите внимание (на) подоби.. этих явлений, (на) подоби.. героев основан весь сюжет, (из) под бровей,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

сесть (в) место шофёра, (в) силу непр..двиденных обстоятельств, идти (на) встречу опас..ности, надейся (на) встречу с ней, (в) связи с отчётом, (в) заключени.. выступления,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

(не) смотря на прив..легии, (не) смотря в мою сторону, (по) причине неурожая, (по) мере выращивания, (по) мере сил стараться, (в) продолжени.. утра,

Упражнение . Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы.

(в) отличи.. от ко..лег, (на) перерез течению, (на) перекор стихиям, говорил (на) счёт творческого поиска, что-то (на) подоби.. сачка, (в) целях ликв..дации задолже..ности,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на употребление предлогов времени

Использование предлогов времени в английском языке отличается от того, как мы привыкли использовать их в русском, поэтому учащиеся часто путаются в употреблении того или иного предлога....

Упражнения на правописание союзов

Упражнения на правописание союзов (упражнения на объяснение написания, на определение верного варианта написания, тесты)...

Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс)

Упражнения на правописание корней и приставок (10 класс) предполагают отработку пройденных тем: корни с чередованием и проверяемые ударением, приставки на З/С, ПРЕ/ПРИ...

упражнения на употребление предлогов и фразовых глаголов для учащихся 11 класса к УМК О.В. Афанасьевой И.В. Михеевой для школ с углубленным изучением английского языка

Данные упражнения можно использовать на этапе закрепления или контроля по теме "предлоги. фразовые глаголы"...

Просмотров