Школьник взял для исследования. Олимпиадные задания по биологии (6 класс). Продолжительность жизни Растения

Выберите по одному правильному ответу. Проведите линии, соединяющие цифры в правильном ответе. К какому царству принадлежит живая система, полученная в результате работы?

1 . Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его в микроскоп. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. Его ошибка заключается в:

а) неправильной установке света (1–3–5–4–2);
б) том. что он не поставил большее увеличение (4–3–1–2–5);
в) том, что он не сделал тонкий срез листа (1–2–3–4–5).

2 . Границей клетки и окружающей среды является:

а) цитоплазма (5–7–6–1–8);
б) межклеточное вещество (5–6–1–7–8);
в) оболочка (1–8–7–6–5).

3 . Общее между клетками всех организмов:

а) в любой живой клетке происходит обмен веществ (12–32–29);
б) все растительные клетки имеют хлоропласты (29–12–32).
в) у всех растительных клеток одинаковое количество хромосом (32–29–12).

4 . Цитоплазма в клетке:

а) медленно движется (12–11–31–29);
б) движется очень быстро (29–11–31–12);
в) не движется (11–29–12–31).

5 . Пластиды в растительных клетках бывают:

а) синими, фиолетовыми, малиновыми (25–26–27–10–25);
б) зелеными, желтыми, оранжевыми, бесцветными (27–26–10–25–27);
в) зелеными, синими, красными, черными (26–10–27–25–26).

6 . Зеленые пластиды называют:

а) хлоропластами (9–13–33–18);
б) хромопластами (33–9–13–18);
в) хромосомами (18–9–13–33).

7 . Органы растения увеличиваются в размерах благодаря:

а) увеличению числа клеток (21–18–9–22);
б) увеличению числа клеток и их росту (9–21–22–18);
в) увеличению числа клеток и образованию межклетников (22–21–18–9).

8 . Клеточная оболочка не выполняет указанную функцию:

а) деления (35–34–14);
в) транспорта веществ (35–14–34);
б) связи с другими клетками (34–14–35).

9 . Правильно указана последовательность деления клетки:

а) деление оболочки – деление цитоплазмы – удвоение хромосом – деление ядра (15–16–17–14);
б) удвоение хромосом – деление ядра – деление цитоплазмы и оболочки (15–14–16–17);
в) деление цитоплазмы и оболочки – деление ядра – удвоение хромосом (14–15–16–17).

10 . Наследственная информация в дочерних клетках:

а) уменьшается в полтора раза (20–16–19);
б) уменьшается в два раза (19–16–20);
в) сохраняется неизменной (16–19–20).

11 . Вакуоли заполнены:

а) клеточным соком (19–23–24);
б) воздухом (24–19–23);
в) цитоплазмой (23–24–19).

12. Если к свежему препарату с клетками кожицы лука добавить немного соленой воды, то клетка несколько сморщится, так как:

а) наступит явление пиноцитоза (30–34–28);
б) наступит явление плазмолиза (34–28–30);
в) произойдет обмен веществ (28–30–34).

13 . Существование растительной клетки открыл:

а) Роберт Гук (28–36–23);
б) Антоний Ван Левенгук (36–23–28);
в) Роберт Кох (23–28–36).

position:relative; z-index:4;left:-109px;top:15px;width:782px;height:515px">

Рис. Клетка. Правильно выполненное задание

(Правильные ответы

font-size:10.0pt">1–2–3–4–5;

1–8–7–6–5;

Олимпиада 5-6 класс 2014-2015

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ

1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (2014-2015 гг.)

Инструкция по выполнению работы

На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 4 частей и включает 21 задание.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1.На русский язык как переводится, слово «растение, трава»:

а) «ботанэ», б) «биос», в) «дендро», г) «логос».

2. Кукуруза относится к:

а) однолетним травам, б) деревьям,

в) многолетним травам, г) кустарникам.

3.Растения считаются на Земле основным источником:

а) углекислого газа, б) азота,

в) водорода, г) кислорода.

4.Липа отличается от жука тем, что она

а) растет, б) образует органические вещества,

в) состоит из клеток, г) дышит.

5. Определите ядовитые грибы:

а) груздь б) мухомор в) подосиновик г) гриб-боровик

6. Как называется часть тела, выполняющая определенные функции

а) орган б) фагоцитоз в) ткань г) вирус

7. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света,

б) нужно было поставить большее увеличение,

в) нужно было сделать тонкий срез листа,

г) нужно было подкрасить лист красителем.

8. Какие бактерии считают "санитарами планеты"?

а) гниения б) уксуснокислые в) молочнокислые г) клубеньковые

9. Число хромосом для каждого вида организмов постоянно. Сколько хромосом у человека?

а) 54 б) 78 в) 48 г) 46

10. Лишним звеном в составе единой трофической цепи (цепи питания) является:

а) дождевой червь; б) мятлик; в) волк; г) овца.

Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех

возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное

количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице

1.Из предложенных растений выберите культурные:

1.одуванчик, 2. просо, 3. яблоня, 4. липа, 5. осока, 6. подорожник, 7. пшеница, 8. череда, 9. камыш, 10 рожь, 11. овес.

в) 2, 3, 7, 10, 11

г) 6, 8, 9, 10, 11

2. Из предложенных названий грибов выберите ядовитые:

1. подосиновик, 2. мухомор, 3. сыроежка, 4. сморчок, 5. волнушка, 6. бледная поганка, 7. масленок, 8. ложные опята, 9. дедушкин табак, 10. зеленая поганка.

3. Установите, какие животные являются жертвами?

1. сокол, 2.плотва, 3.голубь, 4. щука 5. волк 6. заяц 7. тигр 8. антилопа 9. стрекоза 10. комар

а) 1, 3, 5, 6, 9

б) 2, 3, 6, 8, 10

в) 3, 5, 7, 9, 10

г) 4, 5, 6, 7, 9

4 Бактерии являются возбудителями болезней:

1) чума 2) холера 3) амебная дизентерия 4) оспа 5) туберкулез

а – чага;

б – сыроежка;

в – головня;

г – фитофтора;

д - пеницилл;

е – рыжик.

Часть 3

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5 (по 1 баллу за правильный ответ) .

    Общий внешний вид растения называют жизненной формой.

    Главный признак жизни клетки – обмен веществ.

    Микроскоп – прибор для изучения растений.

    Все природные сообщества (биоценозы) обязательно включают автотрофные растения.

    Растения поглощают углекислый газ в процессе дыхания.

Часть 4

Дайте развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество 6 баллов .

1. Какие типы пластид встречаются в растительных клетках? Какую окраску они имеют? Могут ли они превращаться друг в друга? Ответ подтвердите примерами.

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3. Поставь крестик (Х) в строке «ДА», если утверждение правильное или в строке «НЕТ», если утверждение неправильное (мах.5баллов)

Правильно

Неправильно.

Часть 4.

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________ Отчество_____________________________

Школа __________________________

Класс ___________________________

Матрица ответов шифр _______________

Часть 1. Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (мах.10 баллов)

Часть 2. Впиши одну букву, которой обозначен правильный ответ (вопрос 5- несколько букв) (мах.10 баллов)

Часть 3. Поставь крестик (Х) в строке «ДА», если утверждение правильное или в строке «НЕТ», если утверждение неправильное (мах.5 баллов)

Правильно

Неправильно.

Часть 4. Запиши ответы на вопросы словами (мах.6 баллов, полный ответ 2 балла, неполный 1 балл)

1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверил________________________(ФИО)____________________________________

Перепроверил________________________(ФИО)________________________________

1. Самое крупное водное цветковое растение. Растет в тихих заводях бассейна реки Амазонки. Листья до 2 м диаметром и до 6 м в окружности, с загнутыми вверх краями. Свободно выдерживает груз до 50 кг. Это:

а) лотос
б) вольфия
в) лилия
г) виктория

2. Этот удивительный маленький хищник растет на болотах. На листиках хорошо видны капельки жидкости – это клейкая и едкая жидкость, которая привлекает мелких насекомых. Сядет, например, муха на лист и уже не улетит, так как лист сомкнется вокруг нее. А затем начнется переваривание, – таким образом это растение добывает себе дополнительное органическое питание. Это растение:

а) аир
б) вахта
в) росянка
г) рогоз

3. Говорят, что это растение узнает и слепой. Его ожог весьма чувствителен. На острове Ява и в Индии есть виды этого растения, ожог которых так же опасен, как укус змеи. А у нас из молодых листьев варят щи, делают салат. Это растение:

а) одуванчик
б) крапива
в) зверобой
г) осот

4.Грибы питаются готовыми органическими веществами, так как:

А) в их клетках нет хлорофилла, и не происходит фотосинтез;

Б) Они не имеют корневой системы;

В) Они вступают в симбиоз с корнями деревьев;

Г) грибница расположена в почве.

Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?

А) Размножаются с помощью спор;

Б) Состоят из одной клетки;

Г) не имеют оформленного ядра.

Как доказать, что растение испаряет воду?

А) Обильно полить растение и наблюдать за ним.

Б) Поместить лист растения в колбу и наблюдать за появлением капелек воды на стенках колбы.

В) Нагреть лист растения и наблюдать за ним.

Г) Рассмотреть лист под микроскопом.

7. Плоды этого растения созревают прямо на стволе. Из семян после обработки делают порошок, хорошо нам известный, так как из него готовят вкусный напиток. Это:

а) кофе
б) какао
в) чай
г) имбирь

8. В переводе название этого растения означает «золотое яблоко». В России оно появилось в царствование Екатерины II, но все считали, что его плоды, как и плоды картофеля, ядовиты и есть их нельзя. Употреблять же в пищу их стали лишь в 1850 году. Это:

а) помидор
б) миндаль
в) лимон

г) картофель

9. В зависимости от положения семени в пространстве, корни будут расти:

а) всегда вниз
б) в разные стороны
в) в ту сторону, в которую направлен кончик появившегося корня

г) где есть пространство между комочками земли

10. Какой буквой на рисунке обозначен пыльник?

а) В б) А в) Г г)Б

11. Эти высшие растения способны вызывать заболачивание местности. Отмирая, они образуют торф. Эти растения:



За какой систематической единицей в классификации растений следует семейство?

13. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист и начал рассматривать его в микроскоп. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. Его ошибка заключается в :

а) неправильной установке света
б) том, что он не поставил большее увеличение
в) не отрегулировал четкое изображение

г) том, что он не протер предметный столик

14.Передвижение воды и минеральных солей в стебле происходит по:

Б) древесине

В) сердцевине

Г) камбию

15. Существование растительной клетки открыл :

а) Роберт Гук
б) Антоний Ван Левенгук
в) Роберт Кох

г) К. Линней

II. Часть.

Выбрать один верный ответ.

Старая клетка растения

А) содержит много крупных вакуолей с ядром в центре клетке

Б) содержит одну крупную вакуоль с ядром в центре клетке

В) содержит одну крупную вакуоль с ядром около клеточной оболочки

Г) содержит много маленьких вакуолей с ядром в центре клетке

Задание 1. Выбрать один правильный ответ

1. Хромосомы в клетке находятся:

а) в цитоплазме в) в вакуолях

б) в ядре г) в хлоропластах

2. Размножение - это:

а) увеличение количества организмов

б) увеличение размера организма

в) образование новых побегов

г) образование придаточных корней

3. К неорганическим веществам относится(ятся)

а) клетчатка в) соли натрия

б) белок г) жир

4.Хлоропласты в клетке:

а) осуществляют синтез органических веществ из неорганических

б) выполняют защитную функцию

в) осуществляют связь между частями клетки

г) обеспечивают сходство с дочерними клетками

5. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, — это:

а) клеточный центр в) вакуоль

б) лизосомы г) пластиды

6. К ядерным организмам относятся:

а) растения, животные, грибы в) бактерии, цианобактерии, грибы

б) растения, цианобактерии, животные г) животные, грибы, бактерии

7. Рибосомы участвуют:

а) в образовании белков

б) в передаче наследственной информации от родителей потомству

в) в обеспечении избирательной проницаемости веществ

г) в выработке веществ, служащих источником энергии

8. В растительной клетке в отличие от клетки животной имеется:

а) цитоплазма в) оболочка из клетчатки

б) ядро г) плазматическая мембрана

9. Фотосинтез, осуществляемый растениями, — это процесс:

а) образования органических веществ на свету из воды и углекислого газа

б) расходования органических веществ с освобождением энергии

в) поглощения кислорода

г) удаления из растения лишней воды

Задание 2 . Проанализируйте текст и ответьте на вопросы

Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.

  1. Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.
  2. Укажите функцию ядра в растительной клетке.

Задание 3 . Вставьте пропущенные слова.

1) Органоид клетки, способный переваривать пищевые частицы, уничтожать

отслужившие органоиды и даже целые клетки…

2) Поглощение клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток…

3) Органоид клетки, связывающий все части клетки между собой, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ…

Задание 4. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем была его ошибка?

а) в неправильной установке света

Б) нужно было поставить большее увеличение

в) нужно было сделать тонкий срез листа

Г) нужно было подкрасить лист красителем

Задание 5 . Из предложенных букв необходимо составить названия органоида клетки.

асрхтлоопл

Задание 6. Установите последовательность приготовления препарата:

А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука

Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло

В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы

Г. Накрыть покровным стеклом

Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей (дбавг)

Задание 7. В предложенном списке необходимо выбрать названия органоидов.

Подчеркни названия органоидов:

Ядро, вакуоль, хромосомы, цитоплазма, клеточная стенка, хлоропласты

Задание 8 .В предложенном перечне определите основные части клетки. Аргументируйте свой выбор. Укажите все возможные варианты отбора

1. Цитоплазма

2. Наружная клеточная мембрана (оболочка)

3. Ядро

4. Хлорофилл

5. Рибосомы

6. Хромосома

7. Пищеварительная вакуоль

Ключи:

Задание 1

1-б, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-а, 7-а, 8-в, 9-а

Задание 2

  1. В тканях живого растительного организма есть клетки, не содержащие ядер. Как правило, это мертвые клетки, например сосуды древесины.
  2. Ядро в растительной клетке регулирует все процессы жизнедеятельности

Задание 3.

  1. Лизосомы
  2. Фагоцитоз
  3. Эндоплазматическая сеть

Задание 4-в

Задание 5-хлоропласты

Задание 7. Вакуоль, хлоропласты

Задание 8. А) Прокариоты или доядерные организмы. Исключение составляет ядро (3)

Б) Растительная клетка. Исключение составляет пищеварительная вакуоль (7)

В) Животная клетка. Исключение составляет хлорофилл (4)

1. БИЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ 1.1. Биология как наука

При выполнении заданий с выбором ответа обведите номер правильного ответа в экзаменацион­ной работе

1. В какой из указанных областей биологии микроскопический метод является основным?


  1. биохимия

  2. цитология

  3. селекция животных

  4. физиология человека
2. Л. Пастер подтвердил, что ослабленные возбудители куриной холеры, введенные в организм,
создают иммунитет против определенных заболеваний методом

  1. микроскопии

  2. описательным

  3. моделирования

  4. экспериментальным
3. Методом наблюдения можно установить

  1. скорость фотосинтеза у растений

  2. зависимость активности фермента от температуры

  3. сроки созревания пшеницы в Московской области

  4. силу вакцины против инфекционного заболевания

4. Предположение о том, что на свету растения образуют органические вещества из неорганиче-
ских - это


  1. научный факт

  2. гипотеза

  3. теория

  4. эксперимент

5. И. И. Мечников создал учение о


  1. эволюции органического мира

  2. клеточном иммунитете

  3. условных рефлексах

  4. пристеночном пищеварении

6. Какая наука изучает способы выведения сортов растений и пород животных?


  1. агрономия

  2. селекция

  3. физиология

  4. экология
7. Кардиолог - это врач, занимающийся лечением болезней

  1. сердечно-сосудистой системы

  2. пищеварительной системы

  3. нервной системы

  4. эндокринной системы
8. Грегор Мендель сформулировал

  1. законы наследственности

  2. теорию условных рефлексов

  3. эволюционную теорию

  4. клеточную теорию
9. При заболеваниях желез внутренней секреции пациенты обращаются к

  1. кардиологам

  2. эндокринологам

  3. ортопедам

  4. отоларингологам

10. На каком уровне организации жизни совершается круговорот веществ в природе?


  1. на организменном

  2. на клеточном

  3. на популяционно-видовом

  4. на биосферном
11. Какой уровень организации жизни являлся предметом изучения Ч. Дарвина?

  1. клеточный

  2. популяционно-видовой

  3. биосферный

  4. молекулярный
12. Элементарной живой системой ученые считают

13. На каком уровне жизни изучается объект, показанный на рисунке


  1. на клеточном

  2. на организменном

  3. на популяционно-видовом

  4. на биосферном

14. На каком уровне организации жизни происходит синтез белков?


  1. на клеточном

  2. на молекулярном

  3. на организменном

  4. на популяционно-видовом
15. Ядро клетки кожицы лука можно увидеть

  1. невооруженным глазом

  2. с помощью ручной лупы

  3. только под электронным микроскопом

  4. с помощью светового микроскопа

16. Резкость изображения в школьном микроскопе окончательно устанавливается с помощью

17. Какой цифрой обозначен окуляр микроскопа?

18. Чтобы установить время листопада липы, тополя и березы, вы будете применять метод иссле­дования


  1. наблюдение

  2. описательный

  3. экспериментальный

  4. исторический

19. Антоний ван Левенгук мог быть или был знаком с


  1. Наполеоном Бонапартом

  2. Михайло Ломоносовым

  3. Петром Первым

  4. Константином Циолковским

20. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микро­скопом хлоропласты в его клетках. Ничего, кроме темно-зеленого поля, он не увидел. В чем заклю­чалась его ошибка?


  1. в неправильной установке света

  2. нужно было поставить большее увеличение

  3. нужно было сделать тонкий срез листа

  4. нужно было подкрасить лист красителями

Ответы: 1-2), 2-4), 3-3), 4-2), 5-2), 6-2), 7-1), 8-1), 9-2), 10-4), 11-2), 12-3), 13-1), 14-2), 15-4), 16-3), 17-1), 18-1), 19 -3), 20-3).

Просмотров