Правовые основы саморегулирования при осуществлении пп. Саморегулирование предпринимательской деятельности Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.2. Основные направления в государственном регулировании

1.3. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

2.1. Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности

2.2. Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы . В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны безусловно имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

Осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

Повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

Поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

Укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

Пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

Использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Проблемы структурной политики стали на современном этапе ведущими направлениями экономической политики, в которой акцент делается на целевые инвестиционные программы, объединяющие частный и государственный капитал, для решения глобальных проблем наилучшего приспособления предпринимательства к условиям развития мирового хозяйства.

Под саморегулированием, в самом общем смысле, понимается такое регулирование предпринимательской деятельности, которое осуществляется сообществом предпринимателей объединенных по профессиональному или отраслевому признаку, замещает собой государственное регулирование в профессиональных ее аспектах и предъявляет к участникам рынка более жесткие требования по качеству оказываемых услуг и/или производимой продукции, чем это делает государство.

Саморегулирование всегда базируется на действующем законодательстве и является одним из легитимных способов самоорганизации предпринимателей, в том числе и для защиты их законных прав и интересов.

В условиях России, где издержки на повседневное преодоление административных барьеров в предпринимательской деятельности составляют существенную часть интеллектуальных и материальных затрат любого предпринимателя, саморегулирование должно рассматриваться как один из важных инструментов вытеснения бюрократии из сферы экономической жизни.

Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение.

Целью данной работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о государственном регулировании и саморегулировании предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи :

Рассмотреть сущность, виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Изучить методы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

Охарактеризовать понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности;

Проанализировать задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ФОРМЫ

1.1 Виды и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.

Цель государственного регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов реализуется через три основные функции:

1) создание условий цивилизованного функционирования рынка:

Определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;

Создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;

Предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке;

Защита интересов и прав потребителей продукции хозяйствующих субъектов;

Установление денежной системы;

Установление стандартов и мер на продукцию.

2) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;

3) решение макроэкономических проблем:

Объем национального производства;

Пропорциональность развития экономики;

Темпы экономического роста;

Внешнеэкономический баланс страны;

Уровень занятости трудоспособного населения страны;

Социальная защита.

Специфика рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля, регулирования и управления предпринимательской деятельностью хозяйствующих субъектов.

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Под экономической средой понимаются условия и факторы, которые воздействуют на функционирование хозяйствующего субъекта, принятие им решений.

Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды, которые делятся на следующие категории:

Характер рыночных отношений;

Характер правовых связей между хозяйствующими субъектами;

Общесоциальные факторы;

Общеэкономические условия;

Общеполитические факторы.

Рынок – система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку эти элементы не во всем предсказуемы, говорить об эффективности прямого государственно-правового воздействия на рынок (механизм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в определенном смысле благо для общества.

Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль и регулирование проявляют себя иногда как весьма эффективное средство. Сюда относятся: система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.

Эти и другие, прямые и косвенные, меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено следующими обстоятельствами:

Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

Борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

Предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

Контролем за использованием общенациональных ресурсов;

Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

На практике и в теории многие считают, что характер отношений между государством и субъектом предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, – идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.

1.2 Основные направления в государственном регулировании

Основные направления в государственном регулировании рыночных отношений следующие:

1. Установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны.

2. Государственное законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.

В обществе существуют две формы управления: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле – это деятельность исполнительных органон власти.

Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть – материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр – регион).

Функции государственного управления:

Прогнозирование (Федеральный закон "О прогнозировании и социально-экономических программах"). Прогноз: ежегодный, краткосрочный и долгосрочный. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;

Планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение);

Нормативное регулирование;

Методическое руководство;

Подбор и расстановка кадров;

Материально-техническое обеспечение;

Финансирование;

Информационное обеспечение;

Оперативное управление собственностью;

Учет и контроль.

1.3 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются в следующих формах:

Убеждением;

Принуждением, в том числе юридической ответственностью (уголовная и административная) в свою очередь методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям) – прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии) – косвенное регулирование.

Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве произошел отрыв экономических методов от административных. Кроме того, эти два метода не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер.

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

2. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Понятие и сущность саморегулирования предпринимательской деятельности

В экономическом смысле под саморегулированием хозяйственной деятельности понимается легитимное объединение бизнеса для целей разработки правил хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. В качестве индикатора общественной значимости организаций саморегулирования (СРО) принимается выполнение ими функций по рассмотрению жалоб аутсайдеров и внесудебному разрешению споров.

Регулирование, как оно понимается в мире, состоит из трех частей. Во-первых, это регулирование законами. Во-вторых, сфера деятельности, относящаяся к компетенции саморегулируемых организаций, включая обычаи делового оборота, кодексы корпоративного поведения и т.д. И в-третьих, это сфера, в которой осуществляется оперативное регулирование органом исполнительной власти. Если провести сравнение систем регулирования на развитых рынках и в России, то картина на получается следующая.

Законы у нас еще не до такой степени подробны, как этого хотелось бы, а значит, и не достаточно четко описывают функционирование рынка. Саморегулирования у нас практически нет, хотя некоторые обычаи делового оборота за 10 лет развития рыночной экономики отчасти сформировались. Поэтому все поле регулирования на сегодняшний день во всех отраслях профессиональной деятельности у нас занимают органы исполнительной власти. Мы пришли к тому, что у нас сегодня надзорные функции всех государственных органов совпадают или совмещаются с регулирующими функциями, т.е. правоустанавливающими. Таким образом, налицо конфликт интересов, о котором сегодня говорят уже все. Невозможно совмещение правоустанавливающих и надзорных функций в одном органе. Во всем мире сферы деятельности, которые трудно регулировать "сверху", отдают на откуп саморегулированию, за исключением тех случаев, когда это касается вопросов национальной безопасности, чрезвычайных ситуаций и т.п. Например, одна из форм регулирования, которую можно определить как функцию государственного комиссара на бирже, необходима в ситуации нестабильности организованного рынка. То есть когда рынок выходит за рамки заданных параметров, тогда государство-надзиратель останавливает торги. Получается, что при особых обстоятельствах, которые описаны в законе, возникают специальные права у государственного органа. Это и есть либеральная модель регулирования, которая применяется во многих странах.

Пытаясь усовершенствовать законодательство на финансовых рынках по частям, отдельными поправками, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия единого понимания, что такое регулирование на финансовых рынках как таковое. Существует разная терминология в текстах разных законов. Сложившийся ведомственный подход к регулированию финансовых рынков создает препятствие для их развития. Рынки у нас существуют не как единый, целый финансовый рынок со специальными разделами - ипотека, лизинг, ценные бумаги и т.д., а как совокупность предельно разрозненных по терминологии, принципам, правилам сегментов. Например, за развитие ипотеки в России почему-то отвечает Госстрой, поэтому вся терминология в ипотечной сфере носит, мягко говоря, непрофессиональный характер. В лучшем случае это переводы элементов западных моделей регулирования ипотеки. Почему-то говорится только о жилищной ипотеке, которая должна стимулировать строительство жилья. Это верно, но это вторичная цель. В ипотеке может быть не только жилье, но и любая другая недвижимость, в том числе земля. Госстрой, "занимаясь" ипотекой, исказил это понятие.

Сегодня предпринимательское сообщество, объединенное во всякого рода ассоциации по профессиональному признаку - оценщиков, аудиторов и т. д., существует на основе закона о некоммерческих организациях, т.е. на том же праве, на котором существует, например, общество рыболовов-любителей. Рискну предположить, что для целей экономического развития это не может быть одно и то же право.

Во-первых, некоммерческие организации - это добровольные объединения, а членство в саморегулируемых организациях в ряде случаев обязательно, например для нотариусов. Во-вторых, право устанавливать стандарты поведения для, своих членов у некоммерческих организаций может быть только в том случае, когда члены делегировали это право самой организации. Но они как его делегировали, так могут и отобрать. По этой причине мы сегодня прописываем в законопроект о СРО для тех организаций, которые получат статус сам о регулируемых, обязанность устанавливать стандарты рыночного поведения для своих членов.

Саморегулируемые организации должны, на наш взгляд, участвовать в формировании нормативной базы, т.е. быть действительно квалифицированными оппонентами исполнительной власти, потому что, нужно признать, сегодня власть регулирует рынок так, как ей это кажется правильным. И основная причина, по которой у нас не идет административная реформа, как раз и состоит в том, что исполнительная власть пытается уменьшить свои собственные полномочия, действуя изнутри системы, что практически невозможно.

В ряде стран национальные торговые палаты также являются саморегулируемыми организациями, представляющими предпринимательские сообщества, в том числе и те, которые построены по профессиональному признаку. Их представители участвуют в заседаниях правительств своих стран, и законопроект не может быть направлен в парламент для принятия, если он не прошел через национальную торговую палату. Вот это рассматривается как необходимый процесс общественной экспертизы законопроектов.

У нас в стране профсоюзы и их представители принимают участие в заседаниях Правительства РФ, а вот представители предпринимательского сообщества, высоко профессионализированных сегментов рынка редко туда приглашаются. В связи с этим, я считаю принятие закона о СРО самым важным на нынешнем этапе административной реформы. Если первый этап - уменьшение количества лицензируемых видов деятельности и ревизия полномочий органов власти, то второй этап - это наделение специальными правами институтов профессионального общественного регулирования, правами, не идентичными правам органов исполнительной власти, но все-таки составляющими значимый элемент системы регулирования предпринимательской деятельности. То есть создание саморегулируемых организаций - это фактически создание институтов, которые будут, оппонируя власти, оптимизировать и детализировать регулирование.

2.2 Задачи развития саморегулирования предпринимательской деятельности в России

Развитие саморегулирования может рассматриваться как одно из приоритетных направлений оптимизации государственного вмешательства и совершенствования качества регулирования в России. Развитие саморегулирования бизнеса в различных формах, во-первых, расширяет возможности выбора эффективных форм регулирования рынка (позволяет рассматривать саморегулирование как реальную альтернативу государственному регулированию); во-вторых, создает возможности преодоления провалов рынка без использования государства как на добровольной, так и нормативной основе; в-третьих, создает инфраструктуру, позволяющую консультироваться с участниками рынка при выработке регулирующих решений (в отраслях, где количество хозяйствующих субъектов велико, объективно невозможно проводить консультации с отдельными участниками рынка, поскольку консультации со всеми требуют запретительно высоких затрат, а консультации с отдельными представителями отрасли могут не обеспечить репрезентативности - более эффективно консультироваться с объединениями бизнеса).

В этой связи задача развития саморегулирования бизнеса в России может рассматриваться как весьма важная и актуальная.

В настоящее время в России отсутствуют нормативные или иные положения, препятствующие объединению бизнеса для целей саморегулирования. Это подтверждается тем фактом, что в различных отраслях создаются организации, имеющие все признаки СРО. Таким образом, с точки зрения устранения препятствий на пути развития саморегулирования принятия специального закона "О саморегулируемых организациях" не является необходимым.

В законопроекте подробно описаны обязанности организации саморегулирования и ее членов, но фактически не прописаны обязанности государства по сокращению государственного регулирования (государственного надзора) в отраслях, в которых на добровольной или делегированной отраслевым законом основе действуют СРО. Велик риск, что в результате применения данного закона (и принятия на его основе отраслевого законодательства) будет возникать ситуация "двойного регулирования" и со стороны государства, и со стороны СРО, что существенно повысит непроизводительные издержки бизнеса.

Предоставление СРО права оспаривать решения органов государственной власти, затрагивающие интересы членов организации, само по себе положительно. Однако непонятно, почему такие права даются только СРО, а не любым объединения бизнеса или вообще любым организациям. Безусловно, необходимо усиление судебного надзора за качеством регулирующих решений, в том путем расширения круга лиц, которые могут подавать иски о признании того или иного нормативного акта недействительным. Но решать эту проблему следует путем внесения поправок в ГПК и другие законы, регулирующие порядок судебного обжалования нормативно-правовых актов.

Отсутствие реальных прав у СРО в сочетании с жесткими требованиями к структуре управления, наличию специализированных органов, внесения СРО в государственный реестр будет означать исключительно возможности усиления бюрократического контроля за бизнесом.

Внутренние процедуры деятельности организаций саморегулирования как некоммерческих организаций уже прописаны в соответствующем законодательстве. Повтор этих положений в специальном законе создает ненужное дублирование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое дестимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату.

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.

Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

Разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

Повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

Ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

Обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

Сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

Содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

Обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства и регулирования частного найма и порядка оплаты труда;

Поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Сегодня необходимо реорганизовывать всю систему регулирования, так как существующие в ней проблемы приводят к избыточной себестоимости, а значит, неэффективности финансовых рынков.

Первое требование - достаточность представительства. Это должна быть определенная, приемлемая доля рынка, например 25% участников рынка. Или какой-либо иной показатель. Например, арбитражные управляющие решили, что 100 членов обеспечивают достаточность представительства, необходимого для создания СРО. Второе - наличие механизма гарантирования исполнения обязательств или материальной ответственности, т.е. страхование профессиональной ответственности членов СРО, в том числе путем создания обществ взаимного страхования или компенсационных фондов при СРО. И третье - категорический запрет на предпринимательскую деятельность саморегулируемых организаций, для того чтобы она сама не конкурировала со своими членами. Остальные требования к СРО могут быть сформулированы в специальных законах с учетом специфики конкретных сегментов рынка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борманн Д., Воронина Л., Федерманн Л. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. Гамбург: S+W, 2003.

2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления.// Российский экономический журнал. - 2005 - №5 – С. 10.

3. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Мягков П., Фесенко Е. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. /// Российский экономический журнал. – 2005 - №10 – С. 15

5. Оноприенко В.И. Малые предприятия: Опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 2005

6. Певзнер А.Г. Новое о малых предприятиях. - М.: АО "Факт", 2002

7. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред.проф. В.Я.Горфиннеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2003.

8. Предпринимательство на пороге третьего тысячелетия: Блинов А.О.; Шапкин И.Н. – М.: МАЭП, ИИК, «Калита» 2001.

9. Предпринимательство: Учебник для вузов/под ред. Ю.Н.Губина. М.: Инфра-М, 2002.

10. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. Н.М. Коршунова. М.: ЮНИТИ, 2001.

11. Предпринимательство: Учебник для студентов вузов/под ред. И.Р.Зинченко.М.: Инфра-М, 2003.

12. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленности США.// Проблемы теории и практики управления. – 2000. - №5 – С.20

13. Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 2001

14. Шахмалов Ф. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста или выживания.// Вопросы экономики, 2005.

15. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка.// Деньги и кредит. – 2002. - №1 – С.12.

Саморегулирование - самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Субъекты предпринимательской деятельности - ИП и ЮЛ, зарегистрированные в установленном порядке

Субъекты профессиональной деятельности - ФЛ, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Предмет саморегулирования - предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

  • 1. разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;
  • 2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законами и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  • 3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  • 4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иными документами, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  • 5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • 6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  • 7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.
  • 29. Какие ЮЛ не могут быть не могут быть признаны несостоятельными (банкротами)

Не могут быть признаны несостоятельными (банкротами):

  • 1. казенные предприятия, учреждения
  • 2. политические партии
  • 3. религиозные организации.
  • 30. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки несостоятельности (банкротства):

  • - наличие денежного обязательства должника долгового характера;
  • - неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • - наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица - не менее 100 тыс. руб.;
  • - официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) - превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Для осуществления отдельных видов деятельности необходимо вступить в саморегулируемые организации. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектами предпринимательской деятельности.

Общие положения

В России предусмотрена такая форма объединения предпринимателей как саморегулирование. Основным нормативным документом в данной сфере является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» . Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность субъектами предпринимательской деятельности. Эта деятельность заключается в разработке и установлении стандартов и правил, а также контроль за их соблюдением.

Субъекты предпринимательской деятельности могут создать саморегулируемую организацию (СРО). Законом определены общие требования к СРО:

СРО создается в форме некоммерческой организации;

объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;

наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;

обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями.

По общему правилу СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями:

создание системы личного и (или) коллективного страхования;

формирование компенсационного фонда.

Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.

В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов СРО перед потребителями системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.

Однако в отношении ряда видов СРО федеральными законами установлены иные суммы.

Законом определены органы управления СРО:

общее собрание членов СРО;

постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО;

исполнительный орган СРО.

В законе подробно расписана компетенция каждого органа.

Внесение информации о СРО в государственный реестр

Зарегистрированная некоммерческая организация приобретает статус СРО с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр СРО.

Для включения в реестр будущая СРО должна подать в уполномоченный орган ряд документов:


копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;

копия устава некоммерческой организации;

копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц, заверенные некоммерческой организацией;

копии свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей, заверенные некоммерческой организацией;

перечень членов некоммерческой организации с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской деятельности, являющейся предметом саморегулирования;

документы, подтверждающие наличие у некоммерческой организации предусмотренныхФедеральным законом "О саморегулируемых организациях" способов обеспечения имущественной ответственности членов некоммерческой организации перед потребителями;

копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных Федеральным законом, копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;

копии стандартов и правил СРО, предусмотренных Федеральным законом;

документ, подтверждающий внесение платы за внесение сведений о некоммерческой организации в реестр (плата составляет 1000 рублей).

Более подробную информацию по вопросу внесения сведений о СРО в реестр можно получить их постановления Правительства РФ от 29.09.2008 № 724 "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" .

Членство в СРО

Членство субъектов предпринимательской в СРО является добровольным. Федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской деятельности в СРО. Порядок приема в члены (исключения из членства), права и обязанности членов устанавливаются самой СРО.

На данный момент предусмотрено обязательное членство в СРО по следующим видам деятельности:

строительство, проектирование, инженерные изыскания;

аудиторская деятельность;

оценочная деятельность;

деятельность арбитражных управляющих.

Членство в СРО дает предпринимателям определенные преимущества. В основном они изложены в статье 6 закона. Так, СРО имеет право осуществлять следующие действия в интересах членов:

от своего имени любые нормативные акты, решения и (или) действия (бездействие) органов власти, нарушающие права и законные интересы СРО, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

участвовать в обсуждении проектов нормативных актов по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы власти заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных актов;

вносить на рассмотрение органов власти предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики в отношении предмета саморегулирования;

запрашивать в органах власти необходимую информацию.

Дополнительную информацию о саморегулируемых организациях можно получить на сайте Росреестра

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициа­тивная деятельность, которая осуществляется субъектами предпри­нимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требова­ний указанных стандартов и правил. Исходя из данного определения, стандартизация и контроль - основные составляющие саморегулиро­вания.

Основным законодательным актом данной сферы общественных от­ношений является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности опре­делены специальным законодательством.

Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность

Сущность саморегулирования заключается в том, что государство передает отдельные по государственному регулированию предпринимательской профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.

Тема 9. Правовые основы ценообразования

Понятие и виды цен

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. В отсутствие в Российской Федерации единого законодательного акта о ценах понятие цены (тарифа) представлено в ряде актов, определяющих порядок ценового регулирования отдельных видов товаров, работ, услуг. Например, в Основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 109, приводятся следующие определения:

цена электрической энергии - стоимость единицы электрической энергии с учетом стоимости мощности, не включающая стоимость ус­луг по ее передаче и иных соответствующих услуг;

тарифы - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), а также за соответствующие услуги, оказываемые органи­зациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

В юридической литературе цена рассматривается как экономиче­ская и правовая категория. Цена как экономическая категория фор­мируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; воз­можности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добав­ленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых над­бавок, а также имеет ряд других значений.

Можно выделить следующие виды цен.

1. В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми. Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) дирек­тивных мер.

Под свободной, или рыночной, ценой понимают цену, складываю­щуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее.

Законодательство об оценочной деятельности закрепляет правила установления рыночной стоимости объекта оценки.

Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые харак­терные для них основные признаки. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

Различают цены контролируемые и неконтролируемые. Данное деление тесно связано с предыдущим. Установление и применение регулируемых цен всегда контролируется соответствующими государ­ственными органами. Контроль применения свободных цен может осу­ществляться в отношении специальных субъектов либо в определенных целях.

В зависимости от рынка цены делятся на оптовые и розничные. По оптовым ценам продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям, по розничным ценам товары реа­лизуются конечному потребителю. Оптовые и розничные цены раз­личаются составляющими их элементами: наличием или отсутствием снабженческо-сбытовой и (или) торговой надбавки.

ФЗ от 01.12.2007г. «О саморегулируемых организациях».

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях саморегулирования, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации; обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации.

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (далее - стандарты и правила саморегулируемой организации), под которыми понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации, в том числе нормативного правового акта, содержащего не допускаемое федеральным законом расширительное толкование его норм в целом или в какой-либо части.



Стандарты и правила саморегулируемой организации должны предусматривать меры дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны соответствовать правилам деловой этики, устранять или уменьшать конфликт интересов членов саморегулируемой организации, их работников и членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации.

Стандарты и правила саморегулируемой организации должны устанавливать запрет на осуществление членами саморегулируемой организации деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности, а также должны устанавливать требования, препятствующие недобросовестной конкуренции, совершению действий, причиняющих моральный вред или ущерб потребителям товаров (работ, услуг) и иным лицам, действий, причиняющих ущерб деловой репутации члена саморегулируемой организации либо деловой репутации саморегулируемой организации.



Саморегулируемая организация осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает и устанавливает требования к членству субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, в том числе требования к вступлению в саморегулируемую организацию;

2) применяет меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

3) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом саморегулируемой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

6) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации.

Члены организации-предприниматели формируют за счет взносов компенсационный фонд, если деятельность привела к причинению ущерба клиента, то он будет компенсирован за счет средств данного фонда. Средство защиты также – страхование ответственности члена СРО. Один более или менее общий орган – росреестр. All-sro. В России можно говорить о двух видах саморегулирования – естественно сложившееся (финансовые рынки, производство сыра рокфор), можно говорить о делегированном – осуществляют полномочия, которые ранее были у государства. Очевидные недостаток 2007г. – закон не видит отличий между этими видами.

40. Охрана прав и законных интересов предпринимателя.

Развитие предпринимательства представляет собой приоритетное направление российской государственной экономической политики. Поэтому основная задача государства заключается во всемерном поощрении и обеспечении надлежащих гарантий развития предпринимательства, охране и защите прав и законных интересов предпринимателей.

Защита прав и интересов предпринимателей опирается на достаточно широкий спектр конституционных гарантий, большинство из которых имеет всеобщий характер и касается как предпринимателей, так и других граждан. К примеру, такие гарантии, как гарантии права частной собственности (ст. 35), право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), право на судебную защиту (ст. ст. 46, 47), компенсация причиненного ущерба (ст. 52), возмещение государством вреда (ст. 53) и т.д., относятся ко всем гражданам. А вот гарантии от недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) и т.д. относятся непосредственно к субъектам предпринимательства.

Действующее законодательство содержит достаточно четкую регламентацию форм, средств и способов защиты прав предпринимателей.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Понятие способа защиты субъективных прав не имеет легального определения. В законодательстве содержатся лишь перечни конкретных способов защиты, опосредующих те или иные правоотношения. В ст. 12-16 ГК РФ названы способы защиты гражданских прав, которые все без исключения распространяются на сферу предпринимательской деятельности.

Так, в зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права. Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т.д. К примеру, по целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по:

· признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

· неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т.д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.

Восстановительными следует, в частности, считать действия по:

· признанию права;

· признанию оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;

· присуждению к исполнению обязанности в натуре;

· возмещению убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.

Представляется, что к штрафным способам защиты следовало бы относить действия по:

· взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;

· обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;

· конфискации и т.д.

Процессуальные способы защиты представляют собой реализацию законодательно установленной компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.

Так, по целям процессуальные способы защиты прав дифференцируются на действия по признанию прав, принуждению к совершению каких-либо действий и по преобразованию правоотношений.

Самостоятельным способом защиты прав, полагаем, является самозащита (ст. 14 ГК РФ). Гражданский кодекс РФ не содержит определения этого понятия, а лишь устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Предприниматель вправе осуществлять превентивные охранительные действия, обеспечивающие защиту его интересов от возможных посягательств.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

В правовой литературе существуют различные классификации форм защиты права, но, учитывая особенности характера прав предпринимателей и специфику предпринимательской деятельности, представляется, что наиболее удачной является классификация, согласно которой формы защиты делятся на судебные и внесудебные.

Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:

· Конституционный Суд РФ;

· арбитражные суды;

· суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

· защиту гражданских прав в административном порядке;

· нотариальную защиту;

· третейское разбирательство;

· досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Просмотров