Основные особенности международного права. Основные черты современного международного права. Классическое межд право

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

С древнейших времен народы стремились найти язык взаимопонимания – язык не диктата, но мира и согласия. Изломы цивилизации в конечном счете привели к появлению особого языка международного общения – международного права. Овеществленный в юридических нормах, он стал неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. На нем говорит мировое сообщество наций. Этот язык становится все более доступным для всех, а не только для посвященных в него дипломатов. Особенность современного понимания международного публичного права состоит в том, что оно рассматривается как массив правовых норм, применяемых, во-первых, к отношениям между государствами, во-вторых, к отношениям между государством и человеком (физическим лицом), в-третьих, к отношениям людей (физических и юридических лиц) между собой.

Международное право – это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности сверх пределов действия национального законодательства. Предмет нашего учебного курсамеждународное публичное право. Оно регламентирует политические, социальные и экономические отношения государств, запечатленные в международной жизни принципы, нормы и обычаи, которые возникают как результат согласования государственных воль, как синтез общих представлений человечества о справедливом и мирном сосуществовании наций. В отличие от курса международного частного права, здесь мы не касаемся подробностей материальных (вещных) отношений физических и юридических лиц в их международном общении.

Международное право – юридический феномен, который не может быть истолкован только в традиционном понимании. Ведь не существует общеобязательного свода международных законов. Нет карательного аппарата, принуждающего государства соблюдать эти законы. И все же международное право является особым видом правового бытия государств, обществ и людей, которые расценивают его как сверхзакон, обладающий особыми свойствами, например свойством интертемпоральной (межвременной) законности – обратной силы действия юридических норм. Будучи международно-законными в прошлом, они подлежат применению и в будущем.

В отличие от внутригосударственного права, всегда подразумевающего кару за нарушение законов или властное принуждение, международное право имеет иную природу. В международном праве нет верховной власти, которая была бы способна диктовать государствам свою волю. Однако сильные державы, подчас не считаясь с международным правом, склонны применять такие санкции, как блокады, военные акции. И это вызывает немало упреков в слабости и малозначительности международного права. Однако нарушение права не отрицает его ценности и лишь подчеркивает одну из его особенностей – международное право фиксирует состояние геостратегического противоборства общественных систем.

Международное право предусматривает и механизмы коллективного принуждения. В состоянии мира любая санкция, применение силы, включая действия коллективных сил по поддержанию мира, любое решение международного суда или арбитража действительны и правомерны в случае согласия с этим решением государства-ответчика. Исключение составляет только состояние войны, акт агрессии, когда возмездие достигается за счет военных средств. Международное право держится на добросовестном исполнении государствами принятых обязательств. В этом его главная особенность.

Международное право сформировалось независимо от желания отдельного человека или социальной группы, вследствие объективных общественных процессов, вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества народы поддерживали между собой отношения, которые регулировались обычаями и традициями, ставшими прообразом международного права. Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми и равными субъектами международного права – суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также формируются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

В международном праве многое держится на добросовестности, чести и слове, предопределено обычаями международной учтивости. В наши дни практика любезных отношений между нациями, предоставления друг другу привилегий (например, для дипломатов) рассматривается не как форма доброжелательности, но как существующее правовое положение.

Резюмируя сказанное, выделим основные юридические свойства международного права:

¦ предмет регулирования – международные отношения суверенных и независимых государств в области сохранения мира и всестороннего сотрудничества;

¦ субъекты международного права – суверенные государства, борющиеся за свою независимость нации, международные организации;

¦ объекты международного права – материальные и нематериальные блага (интересы), социальные, политические, экономические и иные действия или воздержания от действий;

¦ особенность нормообразования – создание норм путем согласования воль субъектов международного права, добровольно принимающих на себя международные обязательства;

¦ особенность реализации норм – выполнение их добровольно и свободно в единстве с международной ответственностью, включающей применение индивидуальных и коллективных принудительных мер к нарушителям международной законности.

Сущность международного права состоит в том, что оно отражает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень развития сотрудничества в деле обеспечения безопасности, а также в экономической, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и других областях.

Международное право является мощным инструментом воздействия на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося в условиях возникновения новых и сохранения прежних угроз безопасности государств и всего мирового сообщества. Поэтому использование арсенала средств, имеющихся в распоряжении международно-правовой мысли, в высшей степени важно для поддержания международного мира, законности и безопасности.

Формирование условий добрососедства, неприкосновенности Российской границы, содействие устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряженности и конфликтов немыслимы без международно-правовых знаний. Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, обеспечивающих гармоническое сопряжение национальных интересов государств, достигаются путем формирования и развития международно-правовой культуры. Будучи наиболее фундаментальным и стабильным правовым явлением, чем текущее законодательство, эта культура вбирает в себя громадный исторический опыт, познание которого дает ключ к пониманию сущности многих норм, принципов и институтов современного международного права.

Наука международного права имеет в России богатые исторические традиции и развивается в соответствии с государственными концептуальными документами по внешнеполитическим вопросам, принятыми как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Научные труды юристов-международников используются в дипломатической практике, при разработке проектов международно-правовых актов и в процессе их толкования и применения.

В нашей стране фундаментальные международно-правовые исследования проводятся под эгидой Российской академии наук. Систематически издаются научные работы, учебники и учебные пособия по международному праву. Значительную работу по координации научных исследований проводит Российская ассоциация международного права, которая издает «Российский ежегодник международного права». Статьи международно-правового характера публикуются в журналах «Международная жизнь», «Государство и право», «Правоведение», «Дипломат», «Вестник МИД», в сборниках, выпускаемых научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями.

Основными задачами международно-правового образования в России являются:

¦ удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения международно-правовых знаний, навыков и умений;

¦ реализация потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим юридическим образованием и кадрах высшей международно-правовой квалификации;

¦ организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по проблемам международного права;

¦ подготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников с целью их внешнеполитической деятельности;

¦ накопление, сохранение и приумножение международно-правовых, культурных и научных ценностей российского общества и государства;

¦ повышение уровня международно-правовых знаний многонационального народа России.

ВВЕДЕНИЕ

Каждый читатель, который изучает международное публичное право в системе обязательных учебных дисциплин, предусмотренных для подготовки квалифицированных специалистов соответствующей сферы, которые непосредственно или опосредованно в дальнейшем будут причастны к реализации международного права, должен осознавать, что указанная система права выступает прежде всего правовой основой международных отношений.

Современная пресса, телевидение и другие средства информации ежедневно сообщают нам о реальном состоянии международно-правовых отношений, настоящую оценку которым могут дать только лица, наделенные специальными знаниями. Независимо от того, идет ли речь о заключении договора между государствами или вооруженный конфликт как международного, так и немеждународного характера, о захвате иностранного судна тратами или об обвинении бывшего руководителя государства международным судом, - всегда при этом становится понятным, что вопрос стоит о международном урегулировании этих проблем, поскольку ни одна национальная правовая система не в состоянии это решить.

Для того, кто детально занимается изучением международного права, быстро станет понятной разница по сравнению с изучением национальной правовой системы. В значительной части международного права речь идет не о кодифицированный правопорядок, а о решении проблемных ситуаций с помощью норм, которые содержатся в соответствующих договорах и обычаях.

Определенная несогласованность при изучении международного публичного права наблюдается в плоскости функционирования международного и национального право порядков. Вне всякого сомнения существует много других причин и мотивов изучения международного публичного права. Для лиц, изучающих правоведение, становится очевидной растущая открытость стран для международных связей в различных сферах (экономики, культуры, образования, безопасности) и особенно в отношении сотрудничества Украины с ООН.

Среди многих профессиональных сфер деятельности юристов сейчас царит большой спрос на квалифицированных юристов-международников. Наряду с классическим профессиональным полем дипломатов в системе МИД, такая потребность есть во всех министерствах и ведомствах, в адвокатских конторах, чья деятельность направлена на международные отношения. Сегодня украинские прокуроры и судьи по уголовным делам, а также адвокаты не могут эффективно выполнять свою работу без основательного понимания ст. 6 Европейской конвенции по правам человека - право на справедливое судопроизводство. Отсюда становится понятным, что выпускники ВУЗОВ с международно-правовым образованием имеют перед собой широкое поле профессий.

Предлагаемое издание будет интересным и полезным для студентов юридических факультетов, факультетов международных отношений, журналистики и высших военных учебных заведений, в программу подготовки которых входит изучение курса "Международное публичное право".

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Понятие международного права

Термин "международное право" впервые в научный оборот был введен И. Бентамом в 1780 г. Почти через полвека этот термин заменил устаревшую терминологию "lavo of nations" (англ.), или "droid de gens" (франц.), которая берет свое начало в концепции "jus gentium" ("право народов" - лат.) из римского права. Если раньше и существовала определенное противоречие между терминами "международное право" и "право народов", то теперь этот вопрос не вызывает никаких дискуссий. Большинство ученых в своих публикациях применяют именно термин "международное право". Им пользуются также почти все властные органы, которые в своей деятельности реализуют это право. Термин "международное право" является широко признанным в правовой, дипломатической, внешнеполитической практике государств. Вместе с тем в зависимости от разных факторов в разные времена для обозначения этого феномена были предложены и применялись десятки других терминов, в частности: "jus inter gentes" ("право между нациями"), "межгосударственное право", "наднациональное (транснациональное) право", "мировое право" и тому подобное. Впрочем, за исключением термина "право народов", что применяют в немецкой, норвежской, исландской, фламандском и некоторых других языках, в подавляющем большинстве употребляется именно термин "международное право" (итал. - "diritto internazionale", франц. - "droit international", англ. - "International lavo", испан. - "derecho internacional", румунськ. - "drept international", португал. - "direto internationaV, угорськ. - "nemzetkozijog", рус. - "международное право", укр. - "международное право" и др.).

По своему содержанию международное право выражает существующее противоречие между устремлениями международного сообщества в целом и желанием отдельных государств укрепить свой суверенитет. Таким образом, главной целью и задачей международного права является урегулирование необходимой взаимозависимости государств без нарушения их независимости. Именно поэтому международное право выступает необходимой юридической гарантией для обеспечения равновесия между этими двумя тенденциями, которые содержат в себе определенное противоречие.

Международное право имеет особую юридическую природу и социальную сущность по сравнению с национальным. Поэтому при изучении этой отрасли на это стоит обращать внимание. Так, необходимо отметить, что нередко в научной литературе небезосновательно имеют место критические высказывания относительно отсутствия принуждения в случаях нарушения норм международного права. По этому поводу некоторые авторы ставят вопрос: "с международное право именно "правом" учитывая проблему эффективности применения его норм?" (Г. Дженнингс, К. Земанек, Е. Штайн, Д. Дельбрук).

Конечно международное право является правом. Однако роль экономических, политических и военных факторов сужают возможность международно-правового регулирования отношений между государствами, однако ничто так четко не защищает их интересы, как право. А потому при решении особо важных и сложных споров государства с помощью международного права обращаются в арбитражных и судебных органов.

Международное право как особая система права основывается на принципах взаимности и консенсуса. Эта система ориентирована для внешних отношений государств и действует не так, как внутригосударственная правовые система.

Сфера применения норм международного права очень широкая. Оно охватывает чрезвычайно важные и сложные проблемы, которые регулируются такими его отраслями, как право международных договоров, право безопасности, право внешних сношений, морское право, международное экологическое право, гуманитарное право и, конечно, международное право труда человека.

Международное право как особая правовая система находится в определенной связи с системами внутригосударственного права. Эта связь должна быть взаємоузгоджений и направлен на обеспечение выполнения положений международного права с помощью национального права. Отсутствие такой согласованности может привести к нарушению государством своих международных обязательств и невозможности реализовать свои международные права. Международное право, закрепляя свободу выбора государства по регулированию тех или иных вопросов внутренней жизни, одновременно устанавливает определенные границы этой свободы в условиях растущей взаимозависимости. Но и государства не склонны через внутригосударственные законодательные акты вступать в противоречие с признанными обязательствами, которые вытекают из норм международного права. В практике пере важної большинства государств международное право имеет преимущество над национальным правом на всей территории государства.

Межгосударственная основа международного права обусловливает его юридическую природу, которая вытекает из необходимости регулировать взаимоотношения между носителями суверенной власти, которые по общей договоренности создают, а в дальнейшем выполняют сформулированы в соответствующих нормах правила должного поведения. В случае нарушения или ненадлежащего исполнения указанные субъекты, которые создавали эти нормы, нередко обращаются в международные органы для обеспечения соблюдения этих норм (до Совета Безопасности, Международного суда ООН). Таким образом, рассматривая сущность современного международного права, его можно охарактеризовать как модулятор согласия государств в отношении их юридически значимого правомерного поведения. Юридическая сила таких норм основывается на согласии государств и, как правило, проявляется в форме международного договора или обычая и отражает факт существования мирового сообщества государств.

По форме правового регулирования международное право распространяется не только на государства, но и на других субъектов, начиная от международных организаций и заканчивая физическими лицами.

Объектом международного права как регулирующей системы являются межгосударственные отношения, в которых эти государства выступают субъектами публичной власти. Таким образом, международное право регулирует не любые межгосударственные отношения международного характера, а лишь те, которые являются межвластными отношениями государств. Однако субъектами современного международного права являются и международные организации, которые также являются участниками разнообразных межвластные отношения. Отсюда определение объекта современного международного права можно сформулировать так: это международные отношения, что сложились между государствами, государствами и международными организациями, а также между последними по поводу реализации государствами своих суверенных властных прав. Такое определение объекта международного права дает возможность выделить пределы действия международного и внутригосударственного права.

Международное право как целостная правовая система сформированное на основе юридически обязательных принципов надлежащего поведения и содержит согласованную основу своего построения (институты, отрасли). Специфический характер регулятивного воздействия современного международного права отражает динамику его развития. И реально существующий мировой правопорядок. Само согласие государств в дальнейшем выполнять обязательства, взятое на основе их свободного волеизъявления, предоставляет международному праву предметно положительный характер. Содержание международного права определяется не только расширением субъективного состава современных международных отношений и сферы его регулятивного воздействия, но и качественными изменениями в самом материальном праве.

За последние 100 лет издано большое количество научной и учебно-методической литературы, в которой авторы пытались дать объективное, наиболее полное и всестороннее определение международного права как особой системы права. В этих публикациях отражаются личные убеждения, а также практический опыт тех, кто предлагает ту или иную научную концепцию. В каждом из предложенных в литературе определений есть сильные и слабые места, которые дают основания для определенных критических высказываний. Имеющаяся научная полемика никоим образом не влияет на саму природу указанной системы права, которая существует объективно, независимо от того, как ее толкуют.

Можно выделить несколько основных подходов к определению международного права. Подавляющее большинство ученых воспринимают международное право как "материальное право". Сторонники такой позиции в определении, как правило, указывают, что это система юридических норм и принципов. К Ним, в частности, следует отнести Л. Опенгейма, Же. Тузкоза, М. Шо, Г. Тункіна, И. Лукашука и много других. Эту теорию активно поддерживали советские ученые, она все еще е доминирующей на постсоветском пространстве, в том числе в Украине. Однако в рамках этого подхода можно выделить десятки школ, каждая из которых в зависимости от того, какой концепции права придерживались ее представители, отличала свои особенности международного права. К основным можно отнести позитивистов, школу естественного права и социологическую школу. Так, согласно теории позитивизма, которая набрала особое распространение в XIX и первой половине XX ст., субъектами международного права считались только государства. А потому в этот период к праву, которое регулировало отношения между государствами, применяли термин "межгосударственное право", который в целом соответствовало его содержанию. Вместе с тем, теория и практика международного права не оставались неизменными, поскольку возникновение административных союзов, а в дальнейшем международных межправительственных организаций и национально-освободительных движений объективно требовали учитывать эти реалии при формулировании дефиниций понятия и содержания "международного права". В современных условиях международное сотрудничество уже не является исключительно межгосударственным, соответственно и международное право необходимо рассматривать как право, которое регулирует отношения между всеми субъектами международных отношений.

Другая группа ученых исходила из того, что международное право по своей природе является процессуальным, то есть это не нормы, а процесс их воплощения в жизнь. Наиболее известным представителем такого направления можно считать Г. Хиггинс.

Кроме того, есть ряд других достаточно интересных и оригинальных подходов. Так, например, некоторые ученые утверждают, что при определении международного права следует исходить из того, что именно оно регулирует ли какие задачи выполняет. До ученых, которые придерживались такой позиции, принадлежит Н. Дынь, который утверждал, что международное право - это право, которое применяется для регулирования отношений в международном сообществе.

Ряд определений международного права содержатся и в решениях международных судебных органов. При этом стоит отметить, что иногда они являются достаточно оригинальными. Так, Международный суд ООН утверждает, что: "Международное право - это большое сооружение, которое бережно строилась человечеством в течение веков с целью создания и обеспечения нормальных упорядоченных отношений между государствами". Не менее известным является определение международного права, которое дала Постоянная палата международного правосудия в деле пароходства "Лотос", где указано, что: "Международное право регулирует отношения между независимыми государствами". Как видим, и эти определения не слишком совершенными.

Каждая из названных позиций имеет свои "плюсы" и "минусы". В целом стоит отметить, что, давая дефиницию международного права, нужно исходить из классических элементов, которые, как правило, включают в дефиницию той или иной отрасли права, в частности: основные источники, круг субъектов и сферу правового регулирования.

Как итог вышеизложенного и никоим образом не претендуя на полноту, можно сформулировать дефиницию понятия "международное публичное право", которое, по нашему мнению, следует понимать как систему договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права, определяющих взаимные права и обязанности, выражающих их согласованную волю и направлены на урегулирование международных отношений с целью развития международного сотрудничества и обеспечения международного мира и безопасности.

Международное право - это система юридических принципов и норм договорного и обычного характера возникающих в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного общения и регулирующих отношения между ними в целях мирного сосуществования.

Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

  1. Соотношение международного и внутригосударственного права.

В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регули­рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни­кам, субъектам права и другим характеристикам.

1) По предмету регулирования.

Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничи­ваются пределами государственной территории и рамками внутрен­ней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным обра­зом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных органи­заций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием фи­зических и юридических лиц, например, правоотношения, возникаю­щие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международ­ного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

2) По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования - «вертикальное», «сверху - вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

3) По источникам права (формам воплощения международных норм).

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридичес­ких формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

Международно-правовые нормы выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.

Необходимо отметить, что в последнее время в российской пра­вовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэ­тому указанные соглашения не могут быть признаны международны­ми договорами; они имеют характер источников внутригосударствен­ного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).

4) По субъектам права.

Субъектами внутригосударственного права являются: государст­во, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производ-на от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

5) По способу обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принуди­тельной силой государства. В международных отношениях отсутст­вует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами междуна­родного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное право можно опре­делить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международ­ного права и регулирующих отношения между государствами, наро­дами, борющимися за свою независимость, международными органи­зациями, государствоподобными образованиями, а также, в некото­рых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

  • 9. Признание государств и других субъектов международного права.
  • 10. Правопреемство в международных отношениях, его виды, особенности регламентации.
  • 11. Нормы международного права, понятие, особенности их создания. Виды норм. Значение норм «jus cogens». Принципы - основные и отраслевые.
  • Международный обычай
  • Акты международных конференций
  • Акты международных организаций
  • 13. Понятие принципов международного права, особенности их юридической природы, формы их закрепления.
  • 14. Суверенное равенство государств.
  • 15. Невмешательство во внутренние дела.
  • 16. Равноправие и самоопределение народов.
  • 17. Неприменение силы или угрозы силой.
  • 18. Мирное урегулирование споров.
  • 19. Нерушимость границ.
  • 20. Территориальная целостность государств.
  • 21. Уважение прав человека и основных свобод.
  • 22. Сотрудничество государств.
  • 23. Добросовестное выполнение международных обязательств.
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 25. Основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Признаки международного правонарушения.
  • 27. Виды международных правонарушений.
  • 28. Отграничение правонарушений от смежных деяний.
  • 29. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • 30. Ответственность за правомерную деятельность.
  • 31. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 33. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.
  • 34. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства.
  • 35. Понятие и формы реализации норм международного права.
  • 36. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права.
  • 37. Международный Суд оон.
  • 38. Европейский Суд (Суд Европейского Союза).
  • 39. Европейский Суд по правам человека.
  • 47. Стороны в международном договоре.
  • 48. Заключение международных договоров.
  • 49. Опубликование и регистрация договоров.
  • 50. Действие договора во времени и пространстве.
  • 51. Договоры и третьи государства.
  • 52. Толкование договоров.
  • 53. Недействительность договоров.
  • 54. Прекращение и приостановление действия договоров.
  • 55. Органы внешних сношений.
  • 56. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.
  • 57. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 58. Консульские учреждения: создание, состав, классы, функции, привилегии и иммунитеты.
  • 61. Виды международных организаций
  • 62. Юридическая природа международной организации
  • 63. Организация объединенных наций: Устав, цели и принципы, членство
  • 64. Система органов оон
  • 65. Специализированные учреждения оон
  • 66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций
  • 67. Совет Европы
  • 69. Понятие международного гуманитарного права
  • 71. Международные стандарты в области прав человека
  • 73. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
  • 79. Правовая помощь по уголовным делам
  • 81. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
  • 85. Разоружение и ограничение вооружений
  • 86. Меры укрепления доверия, международный контроль
  • 88. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • 90. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
  • 91. Международно-правовая защита раненых, больных и военнопленных
  • 92. Правовой режим военной оккупации
  • 93. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
  • 94. Окончание войны и его правовые последствия
  • 95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
  • 96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части
  • 100. Правовой режим территориального моря
  • 101. Прилежащая зона
  • 102. Исключительная экономическая зона
  • 103. Правовой режим континентального шельфа
  • 105. Правовое регулирование международных полетов над территорией
  • 106. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 108. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • 109. Правовой режим космических объектов
  • 110. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 111. Охрана планетарной среды и космического пространства
  • 1. Понятие международного права.

    Международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного сообщества, складывающиеся в рамках международного правопорядка, а также отношения, складывающиеся в рамках национального правопорядка в единообразном развитии которого заинтересованы субъекты международного сообщества.

    Предмет международного права двойственен. Выделяют классическое международное право, которое регулирует отношения между государствами (это отношения войны и мира, дипломатические права, права международных организаций, территории в международном праве). Второй вид – новое международное право, понимается более широко. Предполагает участие иных субъектов, таких как юридические, физические лица, отношения, связанные с защитой прав и свобод, отношения внутри государства.

    Международное право - сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения;

    Международное право по его изначальным характеристи­кам - совокупность юридических норм и регулятор опреде­ленных отношений - родственно праву государства (внутриго­сударственному, национальному праву), являющемуся тради­ционным объектом юриспруденции, начиная с теории государ­ства и права.

    Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных издани­ях и учебных курсах термин "международное право"* не впол­не адекватен истинному значению понятия.

    Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").

    Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование меж­государственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

    2. Основные черты современного международного права.

    Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло слож­ный и противоречивый путь развития.

    Современное международное право функционирует в слож­ной среде, так как формирующие и реализующие это право го­сударства имеют значительные различия в общественно-поли­тическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Меж­дународное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содейст­вовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государст­вами «независимо от политических, экономических и социаль­ных систем и от уровня их развития» (формулировка Деклара­ции о принципах международного права, касающихся дружест­венных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН).

    Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключав­шей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универ­сальности международно-правового регулирования в том смыс­ле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

    Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия, как преступление против мира и безопасности человече­ства. Устав ООН выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

    Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприем­лемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

    Современное международное право имеет сложную норма­тивную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универ­сальными, общепризнанными нормами, так и правила, относя­щиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальны­ми нормами.

    Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, по­скольку на основе общепризнанных принципов и норм и в со­ответствии с ними каждое государство создает и свою междуна­родно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им ло­кальных норм.

    Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными источниками международного права, как и для всех других го­сударств, являются такие универсальные международно-право­вые акты, как Устав ООН, Венская конвенция о праве между­народных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Ме­ждународные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в перспективе - Кон­венция ООН против транснациональной организованной пре­ступности, принятая на стыке веков, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепри­знанные обычаи.

    Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международ­ного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства, составившие содержание указан­ных источников права, в порядке международного правопреем­ства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входив­шим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответст­венно употребляемые ныне в официальных документах форму­лировки - «международные договоры Российской Федерации», «действующие международные договоры», «международные до­говоры с участием Российской Федерации» и т. п. - охватыва­ют как международные договоры, заключенные от имени Рос­сийской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу ме­ждународные договоры Союза ССР.

    Современное международное право является основой меж­дународного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.

    Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эф­фективности международного права и о его дальнейшем про­грессе.

    "

    Просмотров