Обязательное социальное страхование. Виды обязательного социального страхования Системы обязательного социального страхования в

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Обязательное социальное страхования в РФ

1.1 Понятие и механизм социального страхования

1.2 Страховой случай и страховой риск в обязательном социальном страховании

Глава 2. Организация деятельности обязательного социального страхования

2.1 Порядок уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию

2.2 Льготы страхователям, применяющим специальные налоговые режимы

Заключение

Список литературы

Введение

Система отрасли права социального обеспечения находится на стадии формирования, тем не менее в структуре особенной части можно выделить устойчивый комплекс самостоятельных институтов, к числу которых, на мой взгляд, относится и институт обеспечения по обязательному социальному страхованию. Следует заметить, что обязательное социальное страхование является тем положительным примером, когда принципы его осуществления не только выводятся из содержания соответствующих норм права, но и получают прямое текстуальное закрепление на законодательном уровне, а именно в ст. 4 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» . Однако упомянутый перечень объединяет принципы весьма разнородные по своей отраслевой природе.

Разнородность проистекает из комплексного характера регулирования обязательного социального страхования, в сфере которого складываются отношения различной отраслевой принадлежности - финансовые, социально-обеспечительные, трудовые, административные и др. Так, принципы обязательности уплаты страховых взносов, ответственности за целевое использование средств обязательного социального страхования, автономности его финансовой системы определяют регулирование финансовых отношений. Другие, например принцип государственных гарантий соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков, принадлежат институту обеспечения по обязательному социальному страхованию. Наука отрасли дополняет этот перечень, в частности принципами социальной солидарности застрахованных, сочетания компенсации социального риска с его профилактикой, приоритета прав и интересов застрахованных лиц и др.

Складывающиеся в сфере обязательного социального страхования правоотношения образуют определенное единство, а потому и принципы их регулирования тесно взаимосвязаны. Взаимосвязь, однако, не означает, что принципы одной отраслевой принадлежности допустимо рассматривать в качестве основополагающих для отношений, составляющих предмет иных отраслей.

Перечень видов страховых рисков дан в ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон от 16 июля 1999 г.). В их число включены: необходимость получения медицинской помощи; временная не трудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание человека безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. В научной литературе и среди специалистов, исследующих данную проблему, нет единой точки зрения по многим ее составляющим. Это, в частности, касается положения о том, что страховой риск предполагает изменение материального и (или) социального положения граждан (ст. 2 упомянутого Закона).

Объектом исследования являются отношения, возникающие в сфере страхования.

Предметом исследования являются основные права и обязанности страховщика и застрахованного лица в системе обязательного социального страхования.

Цель работы - исследовать нормативно-правовую базу и организацию обязательного страхования, права и обязанности страховщика и застрахованного лица.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и механизм социального страхования

2. Охарактеризовать страховой случай и страховой риск в обязательном социальном страховании

3. Изучить порядок уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию

4. Исследовать льготы страхователям, применяющим специальные налоговые режимы

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что результаты данной работы можно использовать в учебном процессе, а также при подготовке учебно-методических материалов, предназначенных для студентов высших учебных заведений.

Методологическую основу составляют диалектический метод познания в сочетании с историческим, сравнительно-правовым, формально-логическим методами, а также методами системного анализа.

Непосредственными источниками информации по теме послужили труды следующих ученых - теоретиков: Антипьева Н. В., Андреев В. С., Астрахан Е. И., Андреев В. С. , Захаров М. Л., Каминский П. А., Лушникова М. В., Мачульская Е. Е., Миронова Т. К., Павлюченко В. Г., Парамонова С. В., Перемышленникова О. Н. ,Федорова М. Ю. .

Нормативную базу исследования составили: Конституция Российской федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации,Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон от от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Данная работа состоит из введения, 2 глав, в первой главе рассматриваются правовое регулирование страхования, дается характеристика понятию и принципам обязательного страхования, анализируется понятие «страховой риск» и «страховой случай».

Глава 1. Обязательное социальное страхования в РФ

1.1 Понятие и механизм социального страхования

В настоящее время социальное страхование признается важнейшим институтом социальной защиты. Его ведущую роль для достижения целей социальной политики подчеркивает и Международная организация труда, что нашло отражение в Рекомендации № 67 «Об обеспечении дохода». В данной Рекомендации МОТ ставит задачу социального обеспечения (обеспечения дохода) в первую очередь перед системами обязательного социального страхования. Под социальным страхованием Рекомендация № 67 «Об обеспечении дохода» понимает систему отношений, посредством которых лица, отвечающие установленным требованиям, имеют право с учетом уплаченных ими в страховое учреждение взносов на пособия, выплачиваемые в размерах и случаях, определяемых законом. А в отношении лиц, не охваченных обязательным социальным страхованием, должна применяться такая форма, как социальное вспомоществование, субъектами которой будут являться, во-первых, определенные категории лиц, нуждающихся в защите государства («особенно дети, инвалиды, престарелые лица, вдовы»), имеющие право на «пособия в приемлемых размерах в соответствии с установленной шкалой», а также другие нуждающиеся лица, которые получают социальное вспомоществование, соответствующее потребностям каждого случая, то есть в соответствии с принципом адресности.

Одной из важнейших задач социального страхования и социального обеспечения на производстве - защита работников от травм и угроз здоровью на работе.

Обязательное страхование от несчастных случаев, естественно, регламентируется законом. В отличие от других видов страхования, здесь в составлении договора участвуют не две стороны, а три.

К самой страховой компании и лица, которое планируется застраховать, прибавляется также юридическое лицо - организация, на производстве которой и трудится человек.

По расхожему мнению, социальное страхование от травм на производстве выгодно лишь работодателям и самим страховым компаниям. Однако стоит заметить, что все виды социального государственного страхования обеспечивают трудящимся относительную безопасность и надежду на компенсацию, если с ними произойдет несчастный случай.

А таких случаев немало. Не стоит думать, что данный раздел страхования касается лишь работников шахт и заводов. Даже экономическая деятельность не так давно была отнесена к числу опасных. Каждый человек, работающий легально, обязательно должен быть застрахован организацией, в которой он трудится.

Застрахованный работник получает гарантию социальной защищенности, если на его рабочем месте происходит страховой случай. Кстати, не любое происшествие будет считаться страховым, ряд случаев специально оговариваются в договоре.

Еще одна задача социального страхования - сделать так, чтобы у работодателей была заинтересованность сделать свое предприятие безопаснее для работников. Чем меньше страховых случаев происходит, тем выгоднее самому работодателю.

По своей сути, социальное страхование - возмещение причиненного вреда жизни и здоровью пострадавшему. Сумма эта зависит от уровня поражения. Чем серьезнее пострадал человек, тем большую сумму возмещения он получит.

Страховые фонды занимаются не только возмещением ущерба. Благодаря регулярным взносам от страхователей, появляется возможность за счет них улучшить условия труда тысячам людей.

Отчисления по социальному страхованию, как и по любым другим страховкам, производятся ежемесячно, в том размере, который установлен в официальном договоре.

Деятельность фонда социального страхования регулирует и контролирует организации, нанимающие на работу сотрудников. Производится контроль над условиями труда, диагностика возможности несчастных случаев.

Кроме материальной компенсации, социальное страхование и социальное обеспечение следят за тем, чтобы пострадавшие в полной мере были обеспечены необходимыми инструментами и медикаментами, которые стали необходимы после получения травмы.

Так, например, производится выдача бесплатных протезов части нуждающихся. Ранее фонд социального страхования также обеспечивал индивидуальное лечение пострадавших в специализированных санаториях и лечебницах.

Какими должны быть страховые взносы?

Как уже говорилось, страховой бюджет фондов формируется за счет взносов. К слову социальное пенсионное страхование в России предусматривает возврат взносов страховщику по прошествии определенного времени.

В социальном же страховании взносы не возвращаются. Они идут на страховые выплаты, обеспечение медицинскими услугами пострадавших, ежемесячные выплаты тем, кто в результате травмы потерял работоспособность.

Размер страховых взносов зависит от того, какой именно деятельностью вы занимаетесь. В нашей стране существует классификация из 32 пунктов, исходя из которой, и высчитывается размер платы.

* В первую очередь, фондами социально страхования осуществляются выплаты пострадавшим на производстве на время отсутствия у них трудоспособности. Эта сумма высчитывается из средней суммы заработка человека и поступает непосредственно от фонда социального страхования через работодателя.

Также осуществляются единовременные выплаты пострадавшим. Они, опять же, зависят от уровня тяжести повреждений и от организации, где работает пострадавший.

Реабилитация пострадавших: и физическая, и психологическая, и профессиональная осуществляется за счет ФСС. Этот пункт вызывает немало споров. В настоящее время полномочия по выдаче путевок отданы в организации социального обеспечения.

Фонды социального страхования оплачивают улучшение условий труда на производствах. Для этого проводятся плановые проверки, устранение недостатков, взыскания с нерадивых работодателей.

Естественно, каждый отдельно взятый страховой случай требует детального рассмотрения и оценки. Такие меры необходимы, чтобы избежать случаев мошенничества. Специалисты производят осмотр места происшествия и детально рассматривают страховые случаи.

Еще один пункт - внесение надбавок, компенсаций и скидок в страховые тарифы социального страхования.

Обязательное страхование на производстве выгодно как самим работникам, так и их работодателям. С одной стороны, производство выплат стабилизует ситуацию на рынке труда, обеспечивает гражданам надежду на восстановление здоровья и работоспособности за счет государства.

Работодатели, в свою очередь, также защищены законом. Выплачивая ежемесячно взносы страховой компании, они могут быть уверены в собственной защищенности.

Государство в лице фондов социального страхования также не остается в стороне. Благодаря всеобщему социальному страхованию, снижается риск травм и несчастных случаев на производстве. Сами организации совершенствуются и модернизируются, делая свою работу еще более эффективной.

В том случае, если в результате чрезвычайной ситуации на производстве, работник погиб, выплаты страховки все равно осуществляются. Их получают несовершеннолетние дети-иждивенцы, лица, состоящие на иждивении, семья погибшего.

Если произошел страховой случай

Не важно, на заводе вы трудитесь, или в офисе, от наступления страховых случаев никто не застрахован.

Заметим, что обязательное социальное страхование и социальное обеспечение - это вовсе не обязательное медицинское страхование и путать их не нужно.

Выплата по медицинской страховке в страховом случае будет осуществлена так или иначе, а вот ожидать компенсации от фонда социально страхования можно лишь в том случае, если травму вы получили непосредственно на производстве.

Страховой случай - подтвержденный факт нанесения вреда здоровью или лишение жизни в результате деятельности на производстве или приобретения профессиональных заболеваний.

Страховым считается также несчастный случай по дороге на работу человека. От того, насколько сильно пострадал человек (отнесем сюда и профзаболевания), зависит то, какую сумму он получит от страховой организации.

Итак, вы можете рассчитывать на ежемесячные выплаты в размере заработной платы, если находитесь на лечении после несчастного случая. Скорее всего, ваше пребывание в больнице и медикаменты также будут оплачиваться страхователем.

Несчастный случай, который привел к потере человеком работоспособности полностью, также оплачивается. Это может быть единовременная выплата, или ежемесячное пособие. Потеря трудоспособности означает, что человек уже не может занимать свою должность и не в состоянии выполнять свои обязанности.

Так или иначе, потеря работы в результате приобретенной болезни или травмы обеспечивает вам определенную сумму от фонда социального страхования. К этому прибавляются необходимые медикаменты и приспособления (подгузники, костыли, инвалидная коляска, катетеры и пр.).

Наиболее печальный исход - смерть в результате несчастного случая. Полную страховую сумму выплачивают семье погибшего, детям, оставшимся без кормильца. Обычно, за счет страховой компании организуются похороны.

Социальное страхование в полной мере воплощает единство принципов личной и общей ответственности в социальном обеспечении, идеи социальной солидарности и социального партнерства.

1.2 Страховой случай и страховой риск в обязательном социальном страховании

Перечень видов страховых рисков дан в ст. 7 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В их число включены: необходимость получения медицинской помощи; временная не-трудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание человека безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. В научной литературе и среди специалистов, исследующих данную проблему, нет единой точки зрения по многим ее составляющим. Это, в частности, касается положения о том, что страховой риск предполагает изменение материального и (или) социального положения граждан (ст. 2 упомянутого Закона).

Социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества. И когда речь идет не только о риске утраты заработка, но и о риске «материального отягощения» (например, при рождении ребенка, необходимости ухода за ним, погребении умерших членов семьи), то тоже подразумевается социальный риск в широком смысле слова.

В обязательном социальном страховании понятие риска, по мнению автора, предстоит увязать с финансовой основой данной организационно-правовой формы социального обеспечения и субъектами соответствующих правоотношений. Отчисления в страховые фонды в основном делают работо-датели (ЕСН начисляется на выплаты, которые производятся из фонда оплаты труда). Эти средства предназначены для поддержки тех, за кого сделаны платежи. Значит, фонды обязательного социального страхования призваны защищать не всех граждан в случае утраты ими заработка по независящим от них причинам, а только тех, за кого уплачивались страховые взносы. При таком подходе к проблеме становится совершенно очевидно, что признавать риском в обязательном социальном страховании следует риск утраты заработка. В связи с этим приходится согласиться с М.Ю. Федоровой, определившей социальный страховой риск как возможность утраты или уменьшения заработка или иного дохода застрахованного лица от трудовой и приравненной к ней деятельности в случаях, указанных в законе (обязательное социальное страхование) или в договоре (дополнительное социальное страхование), что предусматривает компенсацию данного риска за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создаваемого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной доход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подвер-женных данному риску.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектом социального страхования сегодня выступает не только риск утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи понесения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми. Например, пособие на погребение выдается работающим гражданам в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи из страхового источника - Фонда социального страхования РФ. Скорее всего, было бы правильным освободить в дальнейшем фонды обязательного социального страхования от возмещения тех социальных рисков, которые не относятся к числу страховых, переложив расходы по их покрытию на бюджетные ассигнования. Сегодня в условиях экономического кризиса, когда любое перераспределение финансовых средств может повлечь за собой непредвиденные последствия, приходится исходить из данности, пре-дусмотренной действующими нормативными правовыми актами. В них социальными страховыми рисками считается возможность ут-раты (уменьшения) заработка и понесения повышенных расходов по причинам, признаваемым законодательством социально значимыми.

Если говорить о страховых случаях, то ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. «Виды социальных рисков. Страховые случаи» содержит только виды социальных страховых рисков (п. 1). Применительно к страховым случаям в п. 2 названной статьи сказано лишь, что при наступлении одновременно не-скольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Думается, что формулировки страховых случаев не должны совпадать с определениями страховых рисков. Они призваны объяснять причины реализации страховых рисков, которые признаются государством уважительными. Например, утрата заработка может последовать после достижения человеком пенсионного возраста, в связи с увольнением с работы, при временной нетрудоспособности и в других случаях.

Перечисляя их в своих законодательных актах, государство показывает, когда оно считает возможным осуществлять социальную поддержку лиц, которые остались без заработка или на которых легло бремя серьезных дополнительных расходов. Так, в ст. 8 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу лица) в связи с наступлением страхового случая. К таковому отнесены достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Мы полагаем возможным высказать свое мнение по поводу того, каким он видит перечень страховых случаев, опираясь на положения ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г. В ней (среди прочих событий) названы: наступление старости, инвалидность, временная нетрудоспособность.

Перечисленные три случая вполне можно объединить, поскольку в каждом из них (а не только в последнем) имеется в виду потеря человеком трудоспособности. В действующем законодательстве не содержится легальных (а также детальных) определений трудоспособности или нетрудоспособности, поэтому можно воспользоваться медицинским и социальным критериями, лежащими в основе данных понятий.

Трудоспособность как индивидуальное качество проявляется тогда, когда совокупность физических и духовных возможностей человека позволяет ему производить какие-либо потребительские стоимости, выполнять профессиональную работу определенного объема и качества. Медицинский критерий трудоспособности/нетрудоспособности - это отсутствие или наличие заболевания, его осложнений, клинический прогноз. Но не всегда больной человек нетрудоспособен.

Предположим, два специалиста разных профессий - штамповщик и учитель - имеют одинаковое заболевание, к примеру панариций, то есть гнойное воспаление пальца. Штамповщик в данном случае не сможет выполнять свою работу, а учитель способен вести урок. Врач, исходя из степени функциональных нарушений, условий труда пациента, его должности и специальности решает вопрос о выдаче листка нетрудоспособности. В данном случае был использован социальный критерий установления трудоспособности человека.

Медицинский критерий выступает ведущим при установлении факта нетрудоспособности. Утрата трудоспособности имеет место тогда, когда изменения в состоянии организма приводят к невозможности выполнять трудовые обязанности. Она может быть временной или постоянной. В первом случае нетрудоспособность характеризуется таким состоянием здоровья работника, при котором он не может трудиться, однако, по предположению компетентных лиц, основанному на медико-биологических данных, способен восстановиться за относительно короткий срок при соответствующем лечении.

Если изменения в состоянии здоровья человека носят длительный, необратимый характер, и в ближайшее время его выздоровление или значительное улучшение и восстановление трудоспособности не ожидается, то такой вид нетрудоспособности считается стойким. Стойкая нетрудоспособность влечет признание лица инвалидом и определяется как постоянная.

Достижение пенсионного возраста также говорит о нетрудоспособности гражданина (ст. 9 Закона о трудовых пенсиях называет нетрудоспособными женщин, достигших 55 лет, и мужчин после 60 лет).

Такая нетрудоспособность носит необратимый характер. В то же время по классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) старыми называются люди, достигшие лишь 75 лет.

Здесь налицо несовпадение порога наступления старости (оно названо страховым случаем в подп. 2 п. 1 ст. 7 Закона от 16 июля 1999 г.) и более низкого пенсионного возраста в России. Кроме того, в подп. 3 п. 1 ст. 7 упомянутого выше закона в качестве страхового риска и страхового случая выступают трудовое увечье и профессиональное заболевание. Однако последние сами по себе страховыми случаями не являются.

Правовые последствия в области обязательного социального страхования наступают лишь в том случае, когда трудовое увечье или профессиональное заболевание повлекли наступление временной или стойкой нетрудоспособности.

И поэтому вряд ли стоит в качестве страховых случаев отдельно выделять трудовое увечье и профессиональное заболевание.

Если идти по этому пути, то придется выделять в качестве страховых случаев и такие основания временной нетрудоспособности, как уход за больным членом семьи, карантин, долечивание в санатории после пребывания на стационарном лечении, протезирование. Ведь в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» все они могут служить основанием для признания лица нетрудоспособным. А в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под страховым случаем понимается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного лица либо его смерть вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, что влечет возникновение обязательства страховщика по обеспечению страхования.

Другое дело - виды страхового обеспечения. В ст. 8 упомянутого закона вполне правомерно оставить перечисление конкретных выплат, которые производятся при различных видах нетрудоспособности.

Целесообразно, скорее всего, соединить в один страховой случай потерю кормильца (подп. 7 п. 1 ст. 7) и смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении (подп. 9 п. 1 ст. 7), поскольку потеря кормильца и есть смерть застрахованного лица. Последствия смерти работника для членов его семьи могут быть разными (назначение пенсии по случаю потери кормильца или выплата пособия на погребение), но одновременно могут быть использованы средства из Фонда социального страхования и Пенсионного фонда РФ - все зависит от назначения той или иной выплаты.

Присутствие в числе страховых случаев факта признания гражданина безработным станет объяснимым, если, как предполагается, будет восстановлен Фонд занятости населения РФ, существовавший до 2001 года. В настоящее же время он страховым случаем не является, так как финансовую основу расходов в сфере занятости населения составляют бюджетные ассигнования, однако в число социальных рисков (в широком смысле слова) входит.

Высказанные автором предложения о разделении одних и объединении других статей и положений, уточнении отдельных понятий, очевидно, смогут в какой-то мере содействовать оптимизации содержания и повышению эффективности российских законодательных актов, характеризующих страховые риски и страховые случаи в рамках закона об обязательном социальном страховании граждан Российской Федерации.

Глава 2. Организация деятельности обязательного социального страхования

2.1 Порядок уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию

С 1 января 2015 г. сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в рублях и копейках (ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 212-ФЗ). Норма применяется с начала года, поэтому если страхователь будет уплачивать взносы за декабрь 2014 г. в январе 2015, он уже должен будет применить данное нововведение.

По новым правилам страхователь обязан будет представлять расчеты по формам РСВ-1 ПФР и 4 ФСС во внебюджетные фонды в электронной форме, если среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона 212-ФЗ).

Это правило распространяется и на вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел.

Напомним, что сегодня такая обязанность касается страхователей, имеющих среднесписочную численность работников за предшествующий год не меньше 50 человек.

Среднесписочная численность рассчитывается за период на основе данных о списочной численности работников, которая, в свою очередь, включает наемных работников, работавших по трудовому договору и выполнявших постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавших собственников организаций, получавших заработную плату в данной организации.

Общие правила и особенности определения среднесписочной численности работников установлены п. п. 79 - 81 Указаний по заполнению сведений о численности работников, начисленной заработной плате, отработанном времени и выплатах социального характера. Наряду с новой редакцией Федерального закона № 212-ФЗ в абз. 3 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ появляется обновленное условие о представлении персонифицированной отчетности: если работающих у страхователя застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период не менее 25, сведения о застрахованных лицах, которые теперь включаются в расчет по форме РСВ-1 ПФР, подаются только в электронном виде. Выходит, что если в отношении 4 ФСС действительно применяется параметр среднесписочной численности «в чистом виде»№, то применительно к РСВ-1 ПФР норма Федерального закона № 27-ФЗ вводит более жесткое ограничение. Ведь среднесписочная численность не включает внешних совместителей и исполнителей по договорам гражданско-правового характера, а численность застрахованных лиц - включает. Таким образом, обязанность представлять РСВ-1 ПФР в электронном формате ложится и на тех, у кого штатных работников, занятых у страхователя по основному месту работы, может быть намного меньше двадцати пяти, а остальные застрахованные лица представлены внешними совместителями или связаны со страхователем договорами выполнения работ (оказания услуг), авторскими договорами.

Необлагаемыми с 2015 г. признаны суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, установленные законодательством Российской Федерации, только в части не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также компенсации при увольнении руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации - в части, не превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Что касается выходных пособий, то тут, пожалуй, стоит разобраться подробнее.

В период до 13 апреля 2014 г. ограничений на размеры выходных пособий, которые можно было бы вывести из-под обложения взносами, практически не было.

Дело в том, что согласно формулировке пп. «д» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ, действующей до 2015 г., обложению не подлежат выплаты, предусмотренные ТК РФ, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Перечень случаев, когда при увольнении работнику выплачивается выходное пособие, и размеры обязательных выходных пособий были установлены Трудовым кодексом Российской Федерации - ст. ст. 84, 178, 296, 318. Статьей 178 ТК РФ также предусмотрено, что трудовым договором или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий, а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. В силу ст. 46 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии, компенсации и льготы работникам могут также устанавливаться соглашениями.

Учитывая эти правила, до 13.04.2014 вся сумма выходного пособия, в том числе повышенного, установленного трудовым договором, страховыми взносами не облагалась.

С 13 апреля 2014 г. ТК РФ применяется в новой редакции, в нем появились ст. ст. 181.1 и 349.3.

Начиная с этой даты, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а равно и собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов) не могут предусматриваться выплата работникам выходных пособий, компенсаций и (или) назначение им каких-либо иных выплат в любой форме в случаях увольнения работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (ч. 3 ст. 192 ТК РФ), или прекращения трудовых договоров с работниками по установленным ТК РФ, другими федеральными законами основаниям, если это связано с совершением работниками виновных действий (бездействия). Помимо этого, также с 13 апреля 2014 г. при прекращении трудового договора по соглашению сторон запрещено назначать выходное пособие, компенсации, выплаты в любой другой форме следующим работникам, указанным в ч. 1 ст. 349.3 ТК РФ:

Руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам и заключившим трудовые договоры членам коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности;

Руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, ГУП, МУП.

При прекращении трудовых договоров с такими работниками по любым установленным ТК РФ, другими федеральными законами основаниям совокупный размер выплачиваемых им выходных пособий, компенсаций и иных выплат не может превышать трехкратный средний месячный заработок этих работников.

Более того, ст. 2 Федерального закона от 02.04.2014 № 56-ФЗ оговаривает, что условия заключенных до 13.04.2014 трудовых договоров с работниками вышеуказанных категорий прекращают действие со дня вступления в силу Федерального закона № 56-ФЗ в части, противоречащей требованиям, установленным ст. ст. 181.1 и 349.3 ТК РФ (в новой редакции).

Таким образом, если, начиная с 13 апреля 2014 г., действия страхователя идут вразрез с новыми требованиями трудового законодательства, выплаченные выходные пособия будут облагаться взносами (как и НДФЛ) в полном объеме, т.к. выплаты эти противоречат закону.

С 2015 г. облагаемыми взносами «излишками» становятся любые не противоречащие законодательству выходные пособия в части, превышающей трехмесячный средний заработок работника.

Таким образом, за короткий отрезок времени (менее года) правила обложения выходных пособий страховыми взносами поменяются дважды.

Что касается компенсаций на период трудоустройства, то они, как известно, причитаются уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Средний месячный заработок сохраняется на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Напомним, ст. 279 ТК РФ предусматривает, что в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора и при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Статья 181 ТК РФ гарантирует выплату аналогичной компенсации в случае расторжения трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации.

Как видим, в указанных случаях трехмесячная выплата - это минимум. До наступления 2015 г. указанные компенсации в полном объеме не подлежат обложению страховыми взносами, что признано и контролирующими органами. Т.е. если в случаях, предусмотренных ст. ст. 181 и 279 ТК РФ, компенсация составляет намного больше трех средних заработков, повода для начисления взносов все равно нет.

До 2015 г. из этой льготы выпадают только компенсационные выплаты при увольнении руководителям (их заместителям, главным бухгалтерам) государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий.

Этим лицам указанные компенсации, начиная с 13 апреля 2014 г., выплачиваются в размере трехкратного среднего месячного заработка (ст. 349.3 ТК РФ), больший размер выплаты противоречит закону, но если все же будет иметь место, лишняя сумма подлежит обложению страховыми взносами.

Другая отредактированная льгота касается обложения взносами сумм компенсаций северянам расходов, связанных с поездками в отпуск.

С 2015 г. стоимость провоза багажа весом до 30 кг к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами не подлежит обложению взносами как в случае отдыха за рубежом, так и в случае отдыха на территории России. В настоящее время освобождение оплаты провоза багажа от уплаты взносов действует только при поездках на отдых за границу.

Кроме того, не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета, рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Такая формулировка лишь узаконивает нынешнюю позицию органов контроля за уплатой взносов. Так, в Письме от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985 ФСС РФ подчеркивает, что работник, направляющийся на отдых в иностранное государство воздушным транспортом, пересекает пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в здании аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов). Т.е. если работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, то пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации для целей применения п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и пп. 8 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ следует считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает данный работник. Президиум ВАС РФ в свое время выразил несогласие с таким подходом, посчитав его неконституционным, указав, что если под пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации, когда работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, а не другой пункт пропуска, наиболее близкий к границе (например, в пределах железнодорожной или автомобильной станции), то при таком толковании обязанность страхователя по уплате страховых взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет следовать к месту проведения отпуска и обратно, поскольку при следовании железнодорожным или автомобильным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории Российской Федерации в полном размере, а при следовании этого же работника к месту отдыха за границу на самолете - только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами. Кроме того, при данном подходе нарушается и принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на лицевой счет застрахованных, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы.

Как справедливо отметил Президиум ВАС РФ, в предлагаемых контролирующими органами условиях возникает угроза того, что в первую очередь работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, будут стремиться в коллективных и (или) трудовых договорах ограничивать суммы указанных компенсаций только суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами.

Тем не менее, с 2015 г. именно точка зрения органов контроля за уплатой страховых взносов реализована на законодательном уровне. При выплате и налогообложении компенсаций, связанных с проездом северян в отпуска, главное - не запутаться, потому что трудовое, налоговое и гражданское законодательство содержат разные правила в отношении одних и тех же гарантий.

В силу ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей установлен Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 455 (ред. от 14.05.2013). Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. Таким образом, сумма, компенсируемая работнику, определяется с учетом положений ст. 325 ТК РФ. В большинстве случаев размер компенсации остается на усмотрение работодателя.

взнос риск страхование льгота

2.2 Льготы страхователям, применяющим специальные налоговые режимы

Для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на приобретение перевозочного документа (авиабилета) (включая случаи проведения работником отпуска за пределами Российской Федерации) в размере, указанном в справке о стоимости перевозки по территории Российской Федерации до места фактического пересечения границы Российской Федерации воздушным судном, включенной в стоимость перевозочного документа (авиабилета), выданной транспортной организацией, а также расходы на провоз багажа. Эта же сумма освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц.

Обратим внимание, что из текстов Федерального закона № 212-ФЗ и Федерального закона № 125-ФЗ исключены упоминания о не облагаемой взносами сумме оплаты стоимости проезда членов семей работников к месту проведения отпуска и обратно, взятой на себя страхователем. Это новшество не нужно трактовать как отмену соответствующей льготы. Неверно думать, что с 2015 г. такие расходы страхователя «обрастут» еще и страховыми взносами. Дело в том, что компенсация причитается именно членам семьи работника, а не ему самому за членов его семьи (см. ст. 325 ТК РФ). В этом случае льгота не требуется ввиду отсутствия объекта обложения взносами - с членами семьи работника работодатель не связан никакими договорными отношениями, в которых те выступали бы как застрахованные лица. Законодатели просто «почистили» закон от неверной, вводящей в заблуждение нормы. Бухгалтеру же при заполнении отчетности в фонды следует учесть, что с 2015 г. компенсации членам семьи северянина, связанные с проездом в отпуск, нужно будет не исключать как не облагаемые взносами выплаты, а изначально не учитывать при определении облагаемой базы по вышеозначенной причине.

При расходах плательщиков страховых взносов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

К числу застрахованных обязательным пенсионным страхованием по новому правилу отнесены все временно пребывающие в России иностранцы, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Это очень существенно расширило круг тех, за кого страхователям придется платить взносы в Пенсионный фонд. Ведь до 2015 г. из числа временно пребывающих в РФ иностранных граждан к застрахованным этим видом обязательного социального страхования относились только заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Таким образом, теперь ни срок договора, ни его характер (трудовой или гражданско-правовой) значения иметь не будут. Каждому временно пребывающему в РФ иностранцу, работающему по трудовому или гражданско-правовому договору, получающему авторское вознаграждение, потребуется СНИЛС.

Взносы за всех временно пребывающих в РФ иностранцев уплачиваться будут в едином порядке, определенном ст. 22.1 Федерального закона № 167-ФЗ, а именно по тарифу, установленному для граждан Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения иностранного гражданина.

Важно, что за высококвалифицированных иностранных специалистов, признанных таковыми в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», взносы в ПФР уплачивать по-прежнему не нужно. Они к числу застрахованных лиц не отнесены.

В остальном же страхователи, принявшие на работу или заключившие гражданско-правовые договоры с иностранными гражданами любой категории, с 2015 г. в части пенсионного страхования никаких специальных льгот не будут иметь.

Тем не менее временно пребывающие в РФ иностранцы по-прежнему не являются застрахованными обязательным социальным страхованием на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательным медицинским страхованием и платить за них взносы в ФСС РФ и ФФОМС не нужно.

Взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уплачиваются за иностранных граждан в общеустановленном порядке - их Федеральный закон № 125-ФЗ из общей массы застрахованных лиц никак не выделяет.

Закон вводит ограничения на применение тарифных льгот страхователями, применяющими ЕНВД и являющимися аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. С 2015 г. применять более низкий по сравнению с другими страхователями тариф они смогут только в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению.

Урезаны льготы и индивидуальным предпринимателям, применяющим патентную систему налогообложения. За своих наемных работников они смогут уплачивать взносы по льготному - 20%-ному тарифу только в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте.

Подобных оговорок в прежней редакции указанных Законов не было, что давало страхователям возможность отстаивать свое право на применение льготы в отношении организации (предпринимателя), а не только в отношении отдельных ее (его) работников, Определение ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2014 по делу № А21-6831/2013, Постановление ФАС Московского округа от 18.04.2014 № Ф05-1549/2014 по делу № А40-106868/13 и др.

В новой редакции ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ уточнен порядок начисления пеней: первым днем, за который они будут начислены, как и сейчас, является день, следующий за установленным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, а последним днем, за который начисляется пеня, с 2015 г. станет день уплаты (взыскания) суммы страховых взносов.

Согласно разъяснениям Минтруда России (Письмо от 16.05.2014 № 17-4/В-211) до 2015 г. день уплаты взносов не должен включаться в период начисления пеней за несвоевременную уплату этих страховых взносов, т.к. день исполнения обязанности по уплате страховых взносов не может быть одновременно днем просрочки исполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени.

Надо отметить, что в обновленном виде правило об уплате пеней совпадает с аналогичной нормой налогового законодательства.

Социальное страхование – это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения. Такая услуга позволяет поддерживать те слои населения, которые по тем или иным причинам нуждаются в финансовой помощи. Что такое социальное страхование? Сегодня разберем в этой статье.

Социальное страхование реализуется в виде пенсий, пособий, льгот и прочих выплат, сформированных как в натуральном, так и в денежном выражении. Разделяют как государственные фонды, так и коллективные (профсоюзные), а также есть и смешанные формы фондов по социальной защите населения.

Бюджет таких фондов пополняется за счет средств трудоспособного населения, т. е. физических лиц, и за счет любых форм организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

В современном мире, пожалуй, не существует государства, которое бы не осуществляло внутреннюю политику по социальной защите населения. Существует как обязательное страхование, так и добровольное. Говоря простым языком, социальная страховка – это сознательное гуманное решение общества о взаимовыручке и поддержке друг друга. Осуществляя небольшие выплаты в специализированные организации, люди помогают тем, кто нуждается в финансовой помощи. Как реализуется такая деятельность именно в России, рассмотрим более подробно.

Страховка граждан обеспечивает защиту населения в случае резкого изменения материального положения. Существуют разные аспекты рисков, связанных со страховым покрытием, обеспечивающихся выплатами из различных фондов. К таким видам рисков относятся:

  1. Больничные листы. В случае временной нетрудоспособности первые три дня по больничному листу оплачиваются работодателем, остальная часть денежных средств выплачивается из медицинского фонда соцзащиты.
  2. Связанные с материнством и детством. Сюда входят выплаты по рождению детей – как разовые, так и на постоянной основе, можно отнести оплату по декретному отпуску, материнский капитал и прочее.
  3. Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
  4. Коллективное страхование на вредном или опасном производстве. Каждое юридическое лицо, входящее в данную категорию, выплачивает страховую премию в фонд страхования для обеспечения социальной защиты. И если любое физическое лицо получило вред здоровью на опасном производстве, то фонд компенсирует деньги на восстановление здоровья. Сюда же можно отнести и экологические сборы.
  5. Медицинское страхование. Граждане Российской Федерации могут пользоваться бесплатными медицинскими услугами за счет фонда медицинского страхования.
  6. Пенсионное страхование. Люди, достигшие пенсионного возраста, также имеют право на получение пенсии и других льгот.
  7. Прочие льготы в натуральном или денежном выражении, относящиеся к участникам различных боевых действий или участникам ликвидации Чернобыльской атомной электростанции.

Обязательное страхование в России закреплено федеральным законом 165-ФЗ, а также иными актами, относящимися к такому виду страхования. Этот закон состоит из пяти глав. К первой части относятся терминология, применяемая в сфере обязательного страхования, а также виды и формы страхования.

Во второй главе описываются взаимоотношения между субъектами и объектами страхования. Устанавливаются права, обязанности и ответственность страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. В третьей главе закреплены вопросы по управлению данной сферой, регламентированы действия контрольных органов.

Четвертая глава описывает источники финансирования, разграничивает понятие бюджетных и внебюджетных фондов. Устанавливает тарифы, ставки, сроки пополнения страховых премий, которые выплачивают страхователи и застрахованные лица, формирующие бюджет фондов.

Пятая глава регламентирует описание действий по страховым выплатам, а также сроки исковой давности и разрешение споров.

В России обязательное страхование обеспечивается тремя основными фондами:

  1. ФСС – .
  2. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.
  3. ПФР – Пенсионный фонд России.

Рассмотрим деятельность этих организаций в отдельности.

Это внебюджетное формирование было учреждено в 1991 году. Оно обеспечивает соцзащиту во многих сферах, а именно:

  • выплаты по больничным листам, единовременные выплаты по рождению ребенка, а также выплаты на ежемесячной основе по уходу за ребенком, выплаты при беременности и родам;
  • выплаты при получении профессиональных производственных травм;
  • льготы на санитарно-курортное лечение для восстановления здоровья;
  • обеспечение инвалидов вспомогательными медицинскими принадлежностями;
  • принятие мер по предупреждению профессиональных заболеваний на производстве.

Фонд обязательного медицинского страхования

Был организован в 1993 году. Эта организация обеспечивает получение бесплатной медицинской помощи. Также занимается организацией различных целевых программ, вакцинацией населения. В обязанности этой организации входят контроль и соблюдение всех целевых программ, а также хранение и перенаправление денежных средств для обеспечения бесплатной медицинской помощи либо льготных условий для различных категорий населения. Фонд является также внебюджетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Это самое масштабное объединение. Оно является внебюджетной организацией. Фонд был организован в 1990 году с целью выплат пенсий, а также соцзащиты населения. Организация выполняет множество направлений и является ключевой для поддержки населения. Основные функции:

  1. Выплата пенсий людям, достигшим пенсионного возраста.
  2. Выплата пособий по инвалидности, а также героям РФ И СССР, участникам боевых действий, ветеранам труда.
  3. Оплата материнского капитала.
  4. Контроль движения денежных средств.
  5. Контроль за пополнением пенсионного фонда, взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими выплаты премий.
  6. Учет всех участников программы путем присвоения уникального идентификационного номера.
  7. Поддержка программ по добровольному пенсионному накоплению.
  8. Контроль и внедрение доплат по пенсиям для повышения общего материального положения пенсионеров.

Формирование бюджета таких организаций происходит за счет страховых премий, которые оплачивают страхователи, т. е. деньги на реализацию тех или иных целей поступают из доходов населения или коммерческих компаний. Только в случае, если в бюджете фондов недостаточно средств, он дополнительно финансируется из доходов государства.

Сумма пополнения бюджета определяется тарифами, закрепленными законодательством. Различные фирмы и организации производят выплаты в зависимости от дохода работников на предприятии. Денежные средства поступают в региональные отделения фондов. Некоторые выплаты в пользу рабочих на предприятии освобождаются от удержания перечисления денежных средств в фонды. К ним относятся:

  • материальная помощь в случае терактов, стихийных бедствий, прочих ситуаций, подтвержденных справкой из органов полиции или ЖЭКа, например ограблений, затоплений квартиры. Также мат. помощь в ситуациях потери кормильца;
  • выплаты по рождению ребенка или усыновлению. Должны не превышать 50 тыс. рублей и при условии, что перевод денежных средств осуществляется не позднее чем через год после наступления события;
  • оплата суточных, если это предусмотрено регламентом организации;
  • оплата в других случаях, но сумма не должна превышать 400 тысяч рублей.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из Федерального закона «Об обязательном социальном страховании», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

ü устойчивость финансовой системы социального страхования (обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования);

ü всеобщий обязательный характер социального страхования (доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий);



ü государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

ü государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

ü паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

ü обязательность уплаты страховых взносов и (или) налогов;

ü ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

ü обеспечение надзора и общественного контроля;

ü автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:

→ установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;

→ установление видов обязательного социального страхования;

→ установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

→ установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;

→ установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения;

→ утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;

→ установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;

→ установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;

→ установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;

→ определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы социального страхования;

→ управление системой обязательного социального страхования.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Видами социальных страховых рисков являются:

→ необходимость получения медицинской помощи;

→ временная нетрудоспособность;

→ трудовое увечье и профессиональное заболевание;

→ материнство;

→ инвалидность;

→ наступление старости;

→ потеря кормильца;

→ признание безработным;

→ смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются :

1. оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2. пенсия по старости;

3. пенсия по инвалидности;

4. пенсия по случаю потери кормильца;

5. пособие по временной нетрудоспособности;

6. пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7. пособие по беременности и родам;

8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9. пособие по безработице;

10. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11. единовременное пособие при рождении ребенка;

12. пособие на санаторно-курортное лечение;

13. социальное пособие на погребение;

14. оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Застрахованные лица имеют право:

ü на своевременное получение страхового обеспечения в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

ü на защиту лично, через своего представителя или профсоюз своих прав, в том числе в суде;

ü на участие в управлении обязательным социальным страхованием;

ü на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей;

ü на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации.

Застрахованные лица обязаны:

→ своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения;

→ уплачивать страховые взносы и (или) налоги.

Страховщики имеют право:

ü при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая;

ü проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения;

ü взыскивать со страхователей недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню и осуществлять другие начисления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ü обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании страхователя несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов;

ü предоставлять страхователям отсрочку уплаты страховых взносов в установленных федеральными законами случаях;

ü осуществлять социальное страхование лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой;

ü обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.

Страховщики обязаны:

→ подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов;

→ обеспечивать сбор страховых взносов, а также своевременную выплату страхового обеспечения;

→ регулярно информировать страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

→ обеспечивать контроль за правильным начислением, своевременными уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование;

→ контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам;

→ осуществлять учет уплачиваемых страховых;

→ осуществлять регистрацию страхователей;

→ осуществлять ведение единого учета застрахованных лиц и страхователей, поступления и расходования средств обязательного социального страхования на основе единых (универсальных) идентификационных знаков;

→ бесплатно предоставлять страхователям и застрахованным лицам информацию о своей деятельности, за исключением конфиденциальной информации;

→ бесплатно информировать и консультировать страхователей о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования.

Страхователи имеют право:

ü участвовать через своих представителей в управлении обязательным социальным страхованием;

ü вносить предложения о тарифах страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования страховщикам и в Правительство Российской Федерации;

ü бесплатно получать у страховщиков информацию о нормативных правовых актах по вопросам обязательного социального страхования и размерах страхового обеспечения, выплаченного застрахованным лицам;

ü участвовать через своих представителей в проведении расчетов по определению обоснованности тарифов страховых взносов;

ü ходатайствовать перед страховщиком об отсрочке уплаты страховых взносов и пользоваться предоставленными в соответствии с законодательством Российской Федерации льготами;

ü обращаться в суд для защиты своих прав.

Страхователи обязаны:

→ встать на учет и сняться с учета у страховщика;

→ уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы;

→ представлять страховщику сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов;

→ вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику сроки отчетность по установленной форме;

→ предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования;

→ выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, в том числе за счет собственных средств.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, создаваемые Правительством Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью.

Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования являются :

ü страховые взносы и (или) налоги;

ü дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

ü штрафные санкции и пеня;

ü денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

ü доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

ü иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Нецелевое расходование денежных средств не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц.

Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Обеспечение безопасности труда и выплата компенсаций за несчастные случаи на производстве осуществляется по различным направлениям, в том числе через систему обязательного социального страхования (ОСС). Обязанность перечислять возложена Законом № 125-ФЗ на всех , использующих наемный труд.

Что такое обязательное социальное страхование

Система соцстраха включается в себя обязательное социальное страхование от несчастных случаев в период производственной деятельности и от профессиональных заболеваний. Направления и цели указанного вида страхования регламентированы в ст. 1 Закона № 125-ФЗ :

  • обеспечение соцзащиты граждан;
  • экономическое стимулирование страхователей в уменьшении профессионального риска;
  • возмещение вреда здоровью и жизни граждан, причиненного в процессе трудовой деятельности;
  • профилактика на производстве и профзаболеваний.

Если сотрудник получил травму в результате несчастного случая в период трудовой деятельности, он сможет рассчитывать на возмещение вреда здоровью, оплату затрат на различные виды реабилитации и т.д. Профессиональное страхование подразумевает возмещение вреда при наступлении хронических или острых заболеваниях, непосредственно связанных с влиянием вредных производственных факторов.

Для возмещения по системе соцстраха указанные заболевания должны повлечь временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности, либо летальный исход.

Что такое обязательное социальное страхование, расскажет видео ниже:

Взносы на него

Выплаты при наступлении несчастных случаев, которые смогут получить пострадавшие граждане, финансируются за счет обязательных взносов, которые состоят из тарифа и надбавки (скидки) к .

Нормативное закрепление

Условия, порядок и уплаты взносов на соцстрах регламентируются следующими нормативными актами:

  • Закон № 125-ФЗ;
  • Закон № 419-ФЗ;
  • Закон № 179-ФЗ.

Помимо перечисленных документов важное значение имеет Постановление Правительства РФ № 713, в котором зафиксированы условия классификации видов хозяйственной деятельности по определенным группам профессионального риска. От указанных групп риска будет зависеть установление страховых тарифов на ОСС, а основные виды хозяйственной и производственной деятельности подлежат ежегодному подтверждению.

Кто обязан платить

Обязанность по расчету и уплаты страховых взносов на соцстрах возложена на , и физлиц, использующих в своей деятельности труд наемного персонала по трудовым контрактам или договорам подряда. Каждый из перечисленных субъектов подлежит обязательной регистрации в ФСС (Фонд социального страхования), который выступает в роли страховщика.

По состоянию на 2017 год в отношении указанных субъектов действует 32 класса профессионального риска, которые будут влиять на показатели страховых тарифов. Максимальный тариф будут уплачивать работодатели, которые заявили 32 класс профриска (размер удержания составит 8.5%).

На что взимаются

Страховые взносы, перечисленные работодателями, аккумулируются в Фонде соцстраха и подлежат направлению на следующие виды выплат:

  • пособие по временной нетрудоспособности, если доказано наступление страхового случая;
  • единовременные или регулярные (ежемесячные) платежи пострадавшему лицу или иным гражданам, после смерти застрахованного сотрудника;
  • , социальную и иные виды реабилитации (медпомощь и лечебные услуги, санаторно-курортное восстановление, приобретение лекарственных средств и т.д.).

Нужно учитывать, что возмещение вреда здоровью по линии соцстраха не включает в себя моральный вред, который компенсируется только в судебном порядке.

Учет ОСС

Начиная с января 2017 года, страховые взносы в соцстрах приравнены к налоговым обязательствам. Одновременно учреждениям ФНС переданы функции по администрированию и учету обязательного соцстрахования – и правильность уплаты взносов, представления отчетных и расчетных документов, порядка учета несчастных случаев для возмещения ущерба.

На уровне ФСС сохранились полномочия по администрированию взносов, направляемых на компенсации при несчастных случаях на производстве и профзаболеваний. Отчетность по указанному направлению представляется работодателями в учреждения ФСС в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (если количество сотрудников на предприятии превышает 25 человек, отчетность направляется по каналам электронной связи до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом)..

Уплата

Базовый размер страховых взносов на соцстрах составляет 2.9% от размера ежемесячной выплаты работнику. Для отдельных категорий работодателей сумма взноса может быть уменьшена или полностью исключена. Например, для предприятий, работающих по налоговой схеме

Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

Виды социального страхования

Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

  • обязательное социальное;
  • обязательное медицинское;
  • обязательное пенсионное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование автогражданской ответственности.

Заявление в фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

  • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
  • выплату пособий;
  • подтверждение вида деятельности;
  • оплату больничного листа;
  • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Отчисления в фонд социального страхования

Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.

Просмотров