Как сделать часть с по обществознанию огэ. Личный опыт: как сдать ОГЭ по обществознанию

Анастасия Григорьева:

Экзамен по обществознанию – не очень сложно

Сдать экзамен по обществознанию для меня было не очень сложно. В начале учебного года я купила книжку с десятью вариантами ОГЭ для подготовки. Кроме того, у нас каждую неделю в школе были дополнительные занятия по этому предмету, но я на них не ходила из-за нехватки времени и желания задерживаться после уроков.

Подписывайся на «ПУ» в телеграме . Только самое важное.

Начала готовиться я примерно за полгода до экзамена: решала варианты и пользовалась консультациями.

Мне было не очень сложно на экзамене, потому что хватило знаний, которые я получила на уроках и информации из учебника по обществознанию за девятый класс.

Трудность вызвали только лишь задания про управление государства и последние два, где была работа с текстом. Присутствовало волнение, конечно, но оно совсем не помешало. С экзаменом я справилась за два часа.

Ксения Банникова:

На экзамене будет то, что решали на уроках

Я ходила на консультации в школе, решала тесты на сайте «Решу ОГЭ», пользовалась учебным материалов, который нам давали учителя по обществознанию.

Нас очень хорошо готовили, поэтому я написала без всяких трудностей первую часть, а вот со второй возникли сложности. Мне показалось, что в тексте много терминов, и я даже не поняла его. Но я просто нашла в тексте такие же слова, как в вопросе, перечитала несколько раз этот фрагмент и вникла.

Я писала шпаргалки, но не пользовалась ими. Занесла туда определения за весь курс девятого класса, потому что думала, что мне это пригодится.

Мой совет – прорешайте, как можно больше тестов, потому что первая часть всегда повторяется, никаких новых вопросов не включают. То, что будете выполнять на уроках, то и будет на экзамене.

Татьяна Миронова:

Я решила не рисковать

Я готовилась с репетитором. Купила специальную книжку для подготовки к ОГЭ ФИПИ – по ней и готовилась (там около 30 вариантов). Кроме того, помог сайт «Решу ОГЭ» – там много заданий и вариантов.

Сам экзамен прошел достаточно спокойно, камер не было. Прочитала все правила и начала писать.

Шпаргалки я не делала, но могу сказать, что можно было выходить в туалет, сколько хочешь, поэтому списать возможность была. Многие так и делали. Но я решила не рисковать.

ОГЭ Обществознание задание №26-31 Демонстрационный вариант 2018-2017 Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и
учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?
Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
28. Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
29. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи?
Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
30. Автор пишет о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
31. Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни
человека.

Решение:

26. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

27. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) роль: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

28. Могут быть указаны следующие причины:
1) знания всё растут и усложняются;
2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

29. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств, допустим:
− занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
− чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

30. Могут быть даны такие объяснения.
Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как:
1) глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились;
2) развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества.
Могут быть даны другие объяснения

31. Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)

Приложение № 1 Рабочий лист.

Прочтите текст и выполните задания 26 - 31

Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлён в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого…

Потом отроком и юношей он тоже учится.

И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…

Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек всё время устремлён к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении…

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния. Эти сторонние влияния обычно бывают чрезвычайно сильными, когда юноша или девушка начинают становиться взрослыми – на переломе. Потом сила этих влияний проходит. Но о влияниях, их «патологии», а иногда и нормальности надо помнить юношам и девушкам.

Может быть, тут и нет особой патологии: просто подрастающему человеку, мальчику или девочке, хочется поскорее стать взрослым, самостоятельным. Но, становясь самостоятельными, они стремятся освободиться прежде всего от влияния своей семьи. Со своей семьёй связаны представления об их «детскости». Отчасти в этом виновата бывает и сама семья, которая не замечает, что их «ребёнок» если не стал взрослым, то хочет быть взрослым. Но привычка слушаться ещё не прошла, и вот он «слушается» того, кто признал его взрослым, - иногда человека, самого ещё не ставшего взрослым и по-настоящему самостоятельным.

Влияния бывают хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний следует опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям. Бойтесь безотчётны влияний: особенно если вы ещё не умеете точно, чётко отличить хорошее от плохого…

(Д.С. Лихачёв)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

1. ___________________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________________________

…___________________________________________________________________________________

1)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Предположите, почему, по мнению автора, сторонние влияния на человека особенно сильны в переломные моменты его жизни. Используя текст и личный социальный опыт, выскажите два предположения.

29. Используя факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что человек «устремлён в будущее».

2)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Используя собственный жизненный опыт, сформулируйте для своих сверстников три совета о том, как не поддаться дурному стороннему влиянию.

1)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31. Используя обществоведческие знания и собственный жизненный опыт, приведите два объяснения того, почему человек не может полностью освободиться от влияния своей семьи.

1)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПАМЯТКА СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА ТЕКСТА.

1. Внимательно прочитай текст, уяснив его содержание, и выяви основные идеи .

2. Помни!!! Названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста, так как требуется самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента.

3. Количество выделенных фрагментов может быть различным. 4. В дробление текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика – на основе её понимания эксперт делает вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.

Требования, предъявляемые к выполнению задания по тексту № 29:

1) точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положениям.

2) наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.

3) корректность отражения в рассуждениях ии фактах связей различного типа


Задания. В ОГЭ по обществознанию 31 задание.

1–20 → задания с кратким ответом, охватывающие все основные темы курса по обществознанию. В них нужно выбрать только один вариант ответа: вписать в соответствующее поле на бланке номер варианта или заполнить таблицу на соответствие.

21–25 → задания с кратким ответом, где необходимо использовать знания из разных разделов курса. В этих заданиях нужно выбрать один или несколько ответов из предложенных вариантов и расположить их в виде последовательности цифр без пробелов и запятых. Например, 234.

26–31 → задания с развёрнутым ответом, связанные с анализом предложенного текста на определённую тему. В них нужно изложить ход своих мыслей, придерживаясь логики и используя аргументы из текста или курса обществознания.

Разделы курса. На ОГЭ будут проверять знание следующих разделов:

Человек и общество, задания 1–4

Духовная культура, 5–6

Экономика, 7–10

Социальная сфера, 11–13

Политика и социальное управление, 14–16

Право, 17–20

Все требования к сдаче экзамена перечислены в спецификации за 2019 год . Ознакомьтесь с ней, чтобы ясно представлять, какие темы будут на экзамене.

Время. Экзамен длится 180 минут. На решение одной задачи базового уровня сложности из первой части уходит 1–4 минуты, повышенного уровня сложности - до 10 минут.

Дольше всего решаются задачи с развёрнутым ответом из второй части:

Задание 26 → 15–20 минут

Задание 29 → 15–20 минут

Задание 31 → 10–15 минут

Как оценивается работа

1 балл → задания 1–21, 23–25

2 балла → задания 22, 24, 26–28, 30–31. Задание 22 оценивается в 2 балла, если ошибок нет, и в 1 балл, если допущена одна ошибка. В заданиях 26–31 баллы выставляются в зависимости от полноты и правильности ответа. Если ответ полный, вы получите максимальный балл.

З балла → задание 29. Вы их получите, если в ответе присутствуют все необходимые компоненты. Если чего-то не хватает, вам поставят 1 или 2 балла - в зависимости от полноты ответа.

Максимально на ОГЭ по обществознанию можно получить 39 баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

15–24 → «3»

25–33 → «4»

34–39 → «5»

Как решать задачи с кратким ответом

1. Внимательно читайте все слова в условии

В них содержится ключ к ответу. Лишних слов в заданиях обычно не бывает, каждое имеет знание для правильного решения.

Задание 1. Отличительной тенденцией развития современного общества является:

1. Механизация

2. Индустриализация

3. Модернизация

4. Глобализация

Решение. В данном случае ключевое слово - «современного». Чтобы дать правильный ответ, нужно соотнести термины именно с современным обществом, а не с обществом в целом.

Ответ: 4.

2. Выучите все термины и определения

Зная термины, вы легко найдёте верный вариант ответа.

Задание 2. Какое понятие традиционно используют для обозначения совокупности приобретаемых на протяжении жизни социально значимых качеств человека?

1. Личность

2. Темперамент

3. Индивид

Решение. Вспоминаем определения: «личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений». Из него следует, что правильный ответ на задание - личность.

Ответ: 1.

3. Читайте первоисточники

Особенно это касается задач на тему политики, государственного устройства и права. Используйте не только учебники и пособия, но и Конституцию РФ, законы и кодексы. Они написаны понятным языком и содержат всю нужную информацию.

Задание 18. Согласно Конституции РФ Верховным главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации является:

1. Председатель Совета Безопасности

2. Министр обороны

3. Начальник Генерального штаба

4. Президент РФ

Решение. Обращаемся к статье 87 Конституции РФ: «президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации».

Ответ: 4.

4. Будьте внимательны

Не менее 20% ошибок на экзамене по обществознанию ученики допускают из-за невнимательности, а не из-за отсутствия знаний. Прежде чем заполнить бланк, несколько раз проверьте все варианты ответов и убедитесь, что верно заполнили все графы и не перепутали цифры.

Задание 21. Сравните гражданско-правовую и уголовную ответственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия:

1. Наступает только за совершённое преступление

2. Применяется компетентными органами государства

3. Строго регламентируется нормами права

4. Влечёт судимость гражданина

Ответ. Заполненная таблица с ответом должна выглядеть так:

5. Не используйте дополнительную информацию, если это не указано в условии

Если каких-то данных в задании нет - значит, они вам не нужны. Не стремитесь продемонстрировать эрудицию и широту кругозора. В заданиях с кратким ответом это скорее навредит, чем поможет. Ведь вы рискуете запутаться и допустить ошибку.

Задание 23. В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «На какие должности Вы предпочтёте принять некурящего специалиста?» Результаты опроса представлены в диаграмме ниже.

Результаты опроса для задания 23

Решение. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Предпочтение работодатели отдают некурящим офисным сотрудникам.

2. Наиболее важно для работодателей, чтобы не курили менеджеры по работе с клиентами.

3. Для работодателей не принципиально, курит или нет их бухгалтер, многие примут на эту должность курящего человека.

4. Подавляющее число опрошенных работодателей хотели бы видеть некурящими административный персонал.

5. Работодатели не акцентируют внимание на курении медперсонала.

Нужно проанализировать диаграмму и найти несколько правильных вариантов ответа. Не привлекайте для решения задачи дополнительные знания и ничего не подсчитывайте, ведь никаких цифр и процентов на диаграмме нет. Достаточно простого сравнения.

❌ Вариант 1 не подходит, столбик «Офисные сотрудники» недостаточно высокий, чтобы говорить о предпочтении работодателей.

❌ Вариант 2 не подходит. По столбику «Менеджеры по работе с клиентами» нельзя сказать, что для их работодателей это так уж важно.

✔️ Вариант 3 подходит. Согласно данным этой таблички, курящего бухгалтера примут на работу более половины работодателей, а это действительно «многие».

✔️ Вариант 4 подходит. Столбик, посвящённый данным о «личных помощниках», самый высокий - такое большинство вполне можно назвать подавляющим.

✔️ Вариант 5 подходит. Столбик, относящийся к медперсоналу, говорит о том, что работодатели действительно не акцентируют внимание на его вредных привычках.

Ответ: 345.

На что обратить внимание. Правильная запись ответа выглядит именно так - 345, без пробелов и запятых.

Задание 24. Оно связано с заданием 23, для его решения нужно использовать ту же диаграмму.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

1. Если вы хотите стать личным помощником руководителя солидной компании, стоит пересмотреть свои взгляды на курение, так как многие руководители предпочтут некурящего помощника курящему.

2. Врачи должны подавать пример остальным гражданам и отказаться от вредных привычек.

3. При трудоустройстве офисных сотрудников отрицательный ответ на вопрос о курении часто сыграет решающую роль.

4. Артисты, музыканты и иные творческие работники чаще всего курят, что не мешает их успешной карьере.

5. В резюме секретаря стоит указать, что отсутствуют вредные привычки, так как это повысит привлекательность данного работника.

Решение. Выполняя это задание, обращайтесь исключительно к диаграмме. Ориентируйтесь на представленные данные, а не на то, насколько правильным выглядит утверждение. Оно может быть абсолютно верным, но не иметь отношения к диаграмме.

В данном случае варианты 2, 3 и 4 неверны, из диаграммы подобных выводов сделать нельзя.

Ответ: 15.

На что обратить внимание. В задании 23 верными обычно бывают три варианта ответа, а в задании 24 - два варианта.

Как работать с текстом

На экзамене вы получите небольшой текстовый фрагмент. Нужно его прочитать и выполнить шесть заданий. Они проверяют ваше умение понимать текст, разделять его на составляющие части, выделять главное, искать нужную информацию, анализировать её и приводить примеры, иллюстрирующие идеи текста.

Текст для заданий с развёрнутым ответом

Текст для заданий с развёрнутым ответом

1 - задание 26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

  • Выделите основные моменты, а потом озаглавьте их.
  • В плане должно быть не менее 4–5 пунктов.
  • План должен соотноситься с текстом и затрагивать все идеи, которые в нём освещены.
  • Идеи не всегда совпадают с абзацами.
  • План должен быть кратким и лаконичным. Не используйте длинных предложений.
  • Можно использовать вопросительные предложения.
  • Из плана должно сложиться целостное впечатление о тексте.
  • Составляя план, представьте, что вам нужно сделать доклад по тексту, а план - это ваша шпаргалка для выступления. Если, глядя на план, вы можете вспомнить все основные тезисы из текста, значит, он составлен правильно.
  • Красота формулировок оцениваться не будет, только их правильность. Но старайтесь выражаться чётко и ясно.

2 - задание 27. Какую взаимосвязь патриотизма и политики государства отмечает автор, цитируя В.В. Путина? Какие понятия тесно связаны с этим?

  • Не приступайте к ответу на второй вопрос задания, пока не ответите на первый.
  • Отвечая на вопросы, придерживайтесь чёткой структуры. Лучше всего начинать со слов, указанных в задании. «Цитируя слова Путина, автор отмечает, что политика государства должна опираться на патриотизм». «Автор говорит, что с этим связаны понятия политической и экономической стабильности».

3 - задание 28. Какие определения Родины отмечает автор? Укажите две черты, характеризующие патриотическое отношение к Родине, выделяемые автором.

  • Если в условии говорится об определениях, значит, их должно быть минимум два.
  • Перепишите определения, сокращая их своими словами.
  • Найдите в тексте указанные черты и выберите две из них.

4 - задание 29. Какое определение патриотизма ближе всего автору? Используя обществоведческие знания, приведите два примера проявления такого патриотизма.

  • Найдите в тексте нужные определения.
  • Определите, какое из них ближе всего автору.
  • Примеры должны быть не из текста, а из курса обществознания, книг, фильмов, интернета или собственного опыта.
  • В 2-3 предложениях аргументируйте, почему именно этот пример кажется вам подходящим.

Значит, один пример нужно взять из текста, один - из других источников.

  • Найдите в тексте те черты, о которых говорится в условии.
  • Выберете две из них.
  • Выбирайте черты, которые вам больше нравятся и которые вам проще объяснить.
  • К каждой черте приведите пример не из текста.
  • Аргументируйте свою мысль в нескольких предложениях.

Просмотров