Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества. (Может ли философия быть использована, и если «да», то как, для решения актуальных проблем современного человечества?) — Студопедия. Философия — искусство мышления Античная философия и власть

Философия оказала большое влияние на жизнь человека и общества. Несмотря на то, что большинство великих философов уже давно умерли, их теории и морально-этические законы всё ещё живы.

Философские идеалы являются строительными блоками нашей современной жизни. Философия направляет нас в поисках смысла жизни. О чем вообще эта жизнь? Почему мы здесь? Испытание ли это? Одиноки ли мы? Философы всегда стремились найти ответы на эти вопросы наиболее логическим путем. Очень жаль, что сегодня обсуждения философских идеи проводятся либо на занятиях в университете (не самым лучшим образом), либо в частных беседах.

Реальность такова, что средства массовой информации способствуют деградации. Но хотелось бы видеть больше людей с широким кругозором, которые задают вопросы и отказываются носить ярлык "нормальности". Пришло время остановить извержение бессмысленных тезисов и "фактов" из новостных лент. Давайте познакомимся с 10 философами, которые способны изменить жизнь.

Иммануил Кант

Иммануил Кант, философ из Германии, один из отцов-основателей современной философии. Он был великим мыслителем, который жил в восемнадцатом веке, когда мир менялся. Одной из запоминающихся идей Канта стало "Царство целей".

Царство целей - это мысленный эксперимент, центральный вопрос моральной философии Канта. Кант ввел это понятие в своей работе "Основы метафизики нравственности". Мысленный эксперимент предлагает мир, в котором каждый человек должен рассматриваться, как цель сам по себе, а не как средство для достижения целей других людей. Кант, по существу считал, что если с человеком обращаться по справедливости, только хорошее будет произрастать в нем. Его работа в основном сосредоточена на этике, политической теории и теории познания.

Платон



Вероятно, это один из самых известных философов всех времен. Платон изменил способ написания законов по всему миру. Он жил около четырехсот лет до нашей эры. Считается важной фигурой в развитии философии, особенно западной традиции. Он основал первый университет в западном мире - Академию в Афинах и проделал большую работу в области науки.

Многие люди ассоциируют Платона с несколькими центральными доктринами, высказанными в его трудах: мир, как мы его знаем, каким-то образом неисправен и полон ошибок, но есть и другая реальность - идеальное место, населенное так называемыми "формами" или "идеями", которые вечны, неизменны, и в каком-то смысле парадигматичны для мира, воспринимаемого нами. Среди наиболее важных из этих абстрактных идей находятся добро, красота, равенство, величие, сходство, единство, бытие, одинаковость, различие, изменения и неизменности. И, согласно Платону, очень важно различить среди всего кажущегося красивым (хорошим, великим, уникальным, справедливым) то, что на самом деле является таковым.

Авиценна



Автором некоторых величайших философских идей в начале 1000-х является Авиценна. Он является одним из самых влиятельных философов Персии. Авиценна был исламским ученым, и большинство его ранних работ вращалось вокруг его изучения Корана. Авиценна пытался разрешить некоторые фундаментальные вопросы, включая происхождение космоса, роль Бога в человеческом существовании и вселенной, и взаимодействие Бога с людьми и другими созданными им существами. Он писал о логике, метафизике и этике, в то время как его самым большим вкладом была попытка примирить древне греческую философию и Бога, как творца всего сущего.

Помимо философии Авицена является одним из величайших врачей своего времени. Он создал "Книгу исцеления" и "Канон медицины". Авиценна первым описал пять классических чувств: вкус, осязание, зрение, слух и обоняние. Возможно, он был первым в мире психологом, в то время, как люди, страдающие психическим расстройством в то время, определялись как, одержимые демонами.

Джон Локк



Примерно в конце семнадцатого века в Англии родился один из величайших современных философов. Джон Локк - автор некоторых удивительных идей, по которым народы живут, работают и принимают законы. Он работал всю свою жизнь, чтобы сформировать политические принципы, по которым функционирует современный закон и права людей по всему миру. Он представил миру мысль, что все люди имеют право на жизнь, свободу и собственность, и что ни одно правительство не должно располагать слишком большой властью.

Зенон Китийский



Зенон Китийский родился на Кипре в 334 году до нашей эры. Зенон прожил всю свою жизнь на Кипре, но оказал большое влияние на философов по всему миру. Зенон был основателем философской школы стоицизма. На основе моральных идей киников, в стоицизме был сделан акцент на добро и душевное спокойствие, полученные из добродетельной жизни в соответствии с природой.

Эпикур



Эпикур родился в небольшой греческой семье в 341 году до нашей эры. Философские вопросы посещали Эпикура с юного возраста. В 18 лет он переехал в Афины, где служил в армии в течение двух лет, прежде чем вернуться к изучению философии. Эпикур известен своими учения о моральном кодексе и разуме, своим рациональным взглядом на жизнь.

Для Эпикура, цель философии в том, чтобы достичь счастливой, спокойной жизни, которая характеризуется умиротворением и свободой от страха ("ataraxia"), а также отсутствием боли ("aponia"). Счастливая жизнь по Эпикуру - это самодостаточная жизнь в кругу друзей.

Эпикур говорил, что удовольствие и боль являются лишь мерами того, что есть добро и зло; смерть - это конец и тела и души, а, следовательно, её не нужно бояться; боги не наказывают и не вознаграждают людей; Вселенная бесконечна и вечна; и события в мире, в конечном счете, основаны на движении и взаимодействии атомов, перемещающихся в пустом пространстве.

Фридрих Ницше



Философ конца девятнадцатого века, изменил мир своей нетрадиционной идеологией. Он начал свою карьеру с изучения греческих и римских текстов. Ницше писал критические тексты о религии, морали, современной культуре, философии и науке. Он хорошо известен своими идеями о Боге. Он верил, что Бог - мертв, и люди не должны посвящать свою жизнь доктрине, которая не позволяет иметь более широких представлений о жизни.

Считается, что Ницше стал вдохновителем нацистов, со своей идей сверхчеловека и своими антигуманными постулатами, однако эта информация попросту представлена в ложном свете. В понимании Ницше идея сверхчеловека - это идея победы творческого начала над разрушительным, животным. Согласно Ницше единственный, кого человеку следует преодолеть - себя самого.

Конфуций



Конфуций родился около 550 года до нашей эры и, вероятно, он один из самых цитируемых китайских философов. Философия Конфуция базировалась на личной и государственной морали, справедливости и искренности. Принципы Конфуция были основаны на китайских традициях и верованиях. Он поддерживал идеи важности семьи, поклонения предкам, уважения старших. А понятие самодисциплины было одним из главнейших в его философии.

Рене Декарт



Конец шестнадцатого века был полон великих мыслителей, но никто не был так известен, как Рене Декарт. Он был философом, который отказывался принимать старые идеи и потому создавал собственные.

Декарт придерживался одной теории, которая отличала его от других. В отличии от тех, кто был до него, он защищал существование Бога. Одна из его причин верить в Бога заключалась в том, что он полагал, что Бог совершенен. Поскольку совершенство предполагает существование, значит Бог должен существовать. Рене Декарт также считался гением математики и ключевой фигурой научной революции.

Аристотель



Родился в 384 году до нашей эры, является одним из самых известных философов всех времен. Он учился в Академии Платона в Афинах, и стал автором идей, дающих повод для размышления и сегодня. Считается, что он был одним из первых в изучении логики, которая и поспособствовала его пониманию мира. Он хорошо известен своими трудами о добродетели, которые применяются во многих аспектах жизни человека и сегодня. Его работы в основном сосредоточены на этике, науке, риторике, богословии, медицине, теории литературы и политической теории.

Ключевые слова: философия цитаты,философия кратко, философия платона,философия канта,представители философии,основные идеи философии,ницше философия,философия древней греции,философия мысли,декарт философия,мыслители философии,эпикур философия

Интервью с д-ром филос. наук А. И. Макаровым, профессором ВолГУ

Сегодня, когда произносится слово «философ», люди часто представляют себе либо мудрого старца, либо кабинетного ученого, изучающего абстрактные вопросы. Чем занимается современный философ, в чем заключается его деятельность?

Современные философы занимаются изготовлением текстов лекций, статей и устных выступлений для академической публики, и реже - для широкой публики. Лично меня интересует развитие философии и за границами академического сообщества. Философские исследования отличаются от исследований гуманитарных наук тем, что они ведутся вокруг вопроса об истине, о том как на самом деле устроено сущее, то есть всё существующее. Философствование - это искусство мыслить о любом предмете, это, прежде всего, метод мышления.

«Быть философом», «работать философом», «заниматься философией» - это синонимы?

«Заниматься философией» и «быть философом» соотносятся как причина и следствие. Работать философом - это нонсенс, философия требует досуга, свободы, а не работодателя и работника. Вообще слово «работа» в русском языке однокоренное со словом «раб». В этом смысле работать - это быть занятым целями работодателя, заниматься отчужденным трудом. Если вы ставите свои собственные цели, то вы не работаете, а трудитесь или служите. У философа, художника и любого творческого труженика нет работодателя в тот момент, когда и разворачивается творческий процесс. Творчество не терпит обязательств, оно требует свободы.

Что повлияло на лично Ваше решение стать философом: Вы нашли философию, философия нашла Вас, … - как это произошло?

Я не принимал таких решений. И я не знаю, нашла ли меня философия. Узнаем об этом через 100 лет.

В наши дни приходится слышать, что прогресс требует все более точных и узкоспециализированных наук. Философия явно не входит в их число. Нужна ли современному миру и современному человеку философия? Может ли философия изменить мир?

Нужна, и даже больше, чем в XIX веке, например. Философия - это искусство мышления и мировоззренческая система, ориентирующая человека в мире. Мир стал шире, и поэтому узкие науки не способны выполнить функцию ориентирования в реальности. Ее способны выполнить идеологии, но они вызывают у современных людей закономерные опасения. Философия, в отличие от других идеологий, содержит в себе программу самокритики. И это делает ее более осторожной в отношении результатов поиска истины. Философ не «ходит в Истине», не одержим истиной и поэтому более адекватен будущему времени, которое делает многие бывшие истины небывшими.


Что в Вашей жизни изменила философия?

Она изменила строй мыслей, сделала сознание более рациональным, придала устойчивость состояниям осознанности

Вы часто говорите о счастье. А можете ли Вы назвать себя счастливым человеком?

Счастливых людей не бывает. Счастье - это временное состояние, состояние соединенности тебя со значимым Другим до такой степени, что ты становишься частью некоего целого. Такое соединение частей в целое не может быть постоянным в условиях жизненной динамики.

Есть ли у вас «настольная книга»? Любимые авторы?

На столе у меня стоит компьютер, в котором я и читаю разные книги. Из философов я чаще всего обращаюсь к идеям Платона.


Однажды Лев Толстой в Ясной Поляне предложил своим гостям написать список из десяти любимых философов. И сам его написал. Если бы Вам предложили написать такой список, кого из философов Вы бы в него включили?

Как сказал Уайтхед, вся западноевропейская философия - «лишь заметки на полях Платона», хорошим дополнением к Платону являются Плотин, Бл.Августин, Руссо, Кант, Ницше, Хайдеггер, Шестов, а из современных - Розеншток-Хюсси и Бодрийяр,

В сети можно встретить такую историю: как-то, разговорившись с незнакомым молодым человеком, Сократ спросил у него: «Куда следует идти за мукой или за маслом?» Юноша бойко ответил: «На рынок!» - «А за мудростью и добродетелью?» Юноша растерялся. «Иди за мной, я покажу!» - пообещал Сократ. А где бы Вы посоветовали искать мудрость? Куда бы позвали человека сегодня?

За мудростью нужно идти в Библиотеку, а за добродетелью - в Церковь.

Что бы Вы в заключение пожелали нашим читателям?

Осознанной жизни и справедливого общества.

Ниже приводим 10 философских теорий, которые могут изменить представление о мире.

1. Великое оледенение

Великое оледенение – теория о том, что наша Вселенная движется к своему концу.

Согласно этой идее, Вселенная располагает ограниченным запасом энергии, который, наконец, исчерпается, что приведет к абсолютной мерзлоте. Подразумевается, что тепловая энергия производится при движении частиц, а теплопотеря – естественный процесс, вследствие которого движение частиц замедляется и, видимо, в один прекрасный день все остановится.

2. Солипсизм

Солипсизм – философская теория, согласно которой, не существует ничего кроме индивидуального сознания. На первый взгляд нелепое утверждение. Как можно полностью отрицать существование мира вокруг нас? Но если подумать, то единственное, в чем вы можете не сомневаться, это ваше собственное сознание. Не верите? Задумайтесь на минутку и вспомните свои реалистичные сны. Разве не может быть такого, что все вокруг вас это невероятно сложный сон? Здесь можно возразить: нас окружают люди и вещи, в которых мы не можем сомневаться, потому что мы их слышим, видим, чувствуем их запах и вкус. Но люди, принимающие, например, ЛСД, точно также уверены, что могут коснуться своих наиболее убедительных галлюцинаций, хотя мы настаиваем на «нереальности» их видений.

Ваши сны имитируют ощущения, которые воспринимаются так же, как и информация, полученная от различных участков мозга. Если размышлять в заданном направлении, то в каких аспектах бытия мы можем не сомневаться? Ни в одних. Уверенности нет ни в курице, которую вы съели на ужин, ни в клавиатуре под пальцами. Каждый из нас может быть уверен лишь в собственных мыслях.

3. Философия субъективного идеализма

Джордж Беркли, отец идеализма, утверждал, что все существует как идея в чьей-то голове. Многие считали его теорию глупой, даже некоторые товарищи философа. История гласит, что один из его недоброжелателей с закрытыми глазами пнул ногой камень и сказал: «Так я это опроверг!» Подразумевалось, что если камень действительно существовал лишь в его воображении, то он не мог бы его пнуть с закрытыми глазами. Опровержение Беркли сложно для понимания. Он настаивал на существовании всемогущего и вездесущего Бога, который видит все и сразу. Правдоподобно?

4. Платон и логос

Платон – самый известный философ в мире. Конечно, у него были свои мысли о реальности. Он утверждал, что за пределами воспринимаемой нами реальности, лежит мир «идеальной» формы. Все, что мы видим, это лишь тень, имитация того, что есть на самом деле. Платон говорил, что, изучая философию, у нас появляется шанс мельком увидеть все так, как есть в действительности, обнаружить совершенные формы воспринимаемого. В дополнение к этому потрясающему заявлению, будучи монистом, Платон, утверждал, что все сотворено из единого вещества. То есть, по его словам, алмазы, золото и собачьи фекалии – все состоит из одного и того же базового материала, но в иной форме. С научным открытием атомов и молекул это утверждение в какой-то степени подтвердилось.

5. Презентизм

Время это то, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся, и в каждый конкретный момент, как правило, делим его на прошлое, настоящее и будущее.

Презентизм утверждает, что прошлое и будущее это воображаемые понятия и лишь настоящее реально. Иными словами, и сегодняшний завтрак, и каждое слово в этой статье прекратит существовать после того, как вы ее прочитаете, пока вы не откроете её снова. Будущее мнимо, потому что время не может существовать до и после того, как произошло, согласно утверждениям Августина Блаженного.

6. Этернализм

Этернализм – полная противоположность презентизма. Это философская теория, основанная на многослойности времени. Все время существует одновременно, но измерение определяется наблюдателем. То, что он видит, зависит от того, на что он смотрит. Таким образом, динозавры, Вторая мировая война и Джастин Бибер – все существует одновременно, но может наблюдаться только в определенном месте. Если придерживаться такого взгляда на реальность, то будущее беспросветно, а свобода воли – иллюзия.

7. Мозг в банке

Мозг в банке – мысленный эксперимент, занимающий мыслителей и ученых, которые, как и большинство людей, считают, что человеческое понимание действительности зависит исключительно от субъективных ощущений.

Представьте, что вы просто мозг в банке, на который воздействуют инопланетяне или сумасшедшие ученые. Как вы можете об этом узнать? И можете ли вы отрицать вероятность того, что это ваша реальность? Такова современная интерпретация теории «злого демона» Декарта. Этот мысленный эксперимент приводит к аналогичному выводу: мы не можем подтвердить фактическое существование чего-либо, кроме нашего сознания.

Если вы сейчас вспомнили фильм «Матрица», то лишь потому, что эта идея легла в основу научно-фантастического боевика. Только в реальности у нас нет красной таблетки.

8. Теория Мультивселенной

Каждый современный человек хотя бы раз слышал о «мультивселенной» или о «параллельных вселенных». В соответствии с этой гипотезой, многие из нас (теоретически) представляют себе параллельные миры, похожие на наш, с небольшими (или значительными) различиями.

Теория Мультивселенной предполагает, что может существовать бесконечное число альтернативных реальностей. К примеру, в одной из них вас уже убил динозавр, и вы лежите в земле. А в другой – вы могущественный диктатор. В третьей, возможно, вы еще не родились, так как ваши родители еще не встретились.

9. Вымышленный реализм

Это самая увлекательная версия теории мультивселенной. Супермен реален. Да, Гарри Поттер тоже может быть реален. Это учение, учитывая бесконечное число вселенных, утверждает, что все должно где-то существовать. Таким образом, все наши любимые фантастические и фэнтезийные выдумки это могут быть описания альтернативных вселенных, в которых все необходимое сошлось в одном месте, чтобы возможный мир реализовался.

Вариант№4

1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.

1.1. В структуре мировоззрения выделяют четыре компонента:

1. познавательный;

2. ценностно - нормативный;

3. эмоционально - волевой;

4. практический.

Без какого из этих компонентов мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер? Что представляет собой теоретически оформленное мировоззрение? Приведите примеры.

1.2. Что является объектом философского знания?

1. сфера художественной деятельности человека;

2. нравственность;

3. политико-правовое регулирование общественной жизнью;

4. человек и его отношение к миру.

В чем сущность философских проблем?

1.3. " Философ-отмечал А. Шопенгауэр,-никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука ". Согласны ли Вы, что философия является искусством? Имеются ли достаточные основания для отождествления философии и искусства?

1.4.В каком разделе философии изучается природа и сущность человеческой деятельности ее, активно - преобразующий характер, виды и формы общественной практики?

1. онтология;

2. гносеология;

3. праксеология;

4. антропология.

Что изучают другие разделы?

1.5. Может ли философия изменить мир? Если да - то, каким образом, если нет, то почему?

2. Исторические типы философии.

2.1. Сравните основные положения философских учений Древнего Востока: буддизма , даосизма, конфуцианства. Укажите общее и различное.


2.2. Кто из греческих мыслителей полагал в качестве начала "бесконечный", "неопределенный апейрон"?

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Анаксимандр;

Охарактеризуйте его творчество. Какую школу он представлял? Каково место этой школы в мировой философии?

2.3. Объясните тезис "Философия-служанка богословия ". Где, когда, в какую эпоху выдвигался этот тезис? Дайте общую характеристику философии этой эпохи.

2.4. Что такое "Ренессанс"? Назовите выдающихся деятелей этой эпохи. Кому из них принадлежит учение об "абсолютном минимуме" и "абсолютном максимуме"?

2.5. В чем наиболее ярко проявляется оппозиция Бэкон-Декарт? Сформулируйте основные принципы разработанных ими методов.

2.6. Почему второй период в творчестве И. Канта назван "критическим"? Что такое априорное знание по Канту? Назовите его формы и приведите примеры.

2.7. Сравните философские взгляды на историю и человека Л. Фейербаха и К. Маркса.

2.8. Назовите главные направления западной философии XX века. Сформулируйте основные принципы философии экзистенциализма. Согласны ли Вы с Сартром, что " экзистенциализм-это гуманизм"? Ответ обоснуйте. Прокомментируйте в контексте его философии следующее рассуждение: "… нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю, уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма… Человек - это прежде всего проект, который переживает субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия".


2.9. Поясните высказывание П. Флоренского: "Человек-малый мир, микрокосмос, среда-большой мир, макрокосмос. Но ничего не мешает нам сказать и наоборот, называя человека макрокосмосом, а природу -микрокосмосом…" Какая главная идея русской философии выражена в этом высказывании? В чем особенности русской философии?

3. Картина мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира.

3.1. Дайте определение научной картины мира. Назовите виды научных картин мира, обоснуйте их особенности и право на существование.

3.2. Как в учении Парменида соотносится бытие и небытие?

а) как единство противоположностей;

б) бытие есть, а небытия нет;

в) бытие это Бог, а небытие -мир;

г) бытие порождает небытие.

Какой тезис, сформулированный Парменидом, раскрывает его философскую позицию в понимании сущности бытия?

3.3. Какое из указанных свойств, на Ваш взгляд, является основным признаком материальности?

1. существовать реально;

2. существовать объективно;

3. существовать физически;

4. состоять из атомов;

5. состоять из элементарных частиц;

6. быть чувственно воспринимаемым.

Обоснуйте Ваш ответ. Почему другие свойства недостаточны для характеристики природы материальности?

4. Философские проблемы сознания.

4.1. Какое философское учение трактует сознание как субъективный образ объективного мира?

а) гилозоизм;

в) вульгарный материализм;

г) субъектный идеализм.

Дайте характеристику сознания с точки зрения всех перечисленных направлений.


4.2. Что такое "отражение" и "информация"? Раскройте связь этих категорий в атрибутивной, коммуникативной и функциональной концепция информации в виде таблицы.

Атрибутная

концепция

Коммуникативная

концепция

Функциональная

концепция

отражение

информация

Используйте для ответа материал учебного пособия: Философия. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000-стр.123-124.

4.3. "Повелитель многих языков российский не только обширностью мест, где господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Невероятно сие покажется иностранным и некоторым природным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему трудов прилагали. Но кто, не упрежденный великими о других мнениями, прострет в него разум и с прилежанием вникнет, со мною согласится. Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятельми, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка" ().

Покажите, как выразил в данном тексте следующие функции языка : 1) обозначения, 2) кумулятивную, 3) коммуникативную, 4) экспрессивную, 5) интерактивную?


4.4. Как по Фрейду функционирует бессознательное:

а) на основе импульсов, исходящих из области сознания;

б) на основе интеллектуальной интуиции;

в) на основе первичных влечений с целью получения наибольшего удовольствия;

Обоснуйте свой выбор, раскрыв сущность учения Фрейда.

5. Диалектика как философская система.

5.1 Что такое диалектика? Кратко охарактеризуйте исторические формы диалектики.

5.2. Сформулируйте понятие закона, его признаки. Назовите основные законы диалектики и кратко их охарактеризуйте.

5.3. Раскройте сущность концепции детерминизма и покажите взаимосвязь основных категорий и понятий диалектики, которые в себя включает эта концепция.

6. Познание. Научное познание.

6.1. Раскройте роль практики в познании. Какова структура, форма и функции практики в познании?

6.3. Что такое истина и заблуждение? Как они соотносятся? Актуально ли, по - Вашему, учение Ф. Бэкона об "идолах"?

6.4 . В истории познания сложились две крайних позиции по вопросу о соотношении эмпирического и теоретического уровней познания. Охарактеризуйте их.

6.5. Если метод определяется природой объекта, то почему возможно применение методов одних наук в исследованиях других наук? Какая тенденция развития науки связана с этой особенностью познания? Приведите примеры.

Введение. 3 1. История развития философии 6 2. Понятие «бытие», формы существования бытия 9 3. Каким образом философия может изменить мир 11 Заключение 19 Список литературы 20

Введение

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания], теория или наука. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы. Профессиональные философы нередко высказывают мнение о не существовании общепринятого определения философии, равно как и общепринятого представления, о её предмете, поскольку само признание той или иной теории или методологии является философской процедурой и осуществляется на основе той или иной системы философских представлений. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего - универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия - одной из основных философских категорий. К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои. Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и другие, в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах. Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём». В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления». Хайдеггер в первой лекции своего курса «Основные понятия метафизики», последовательно рассмотрев взаимоотношения философии с наукой, мировоззренческой проповедью, искусством и религией, предложил при сущностном определении философии отталкиваться не от них, а от высказывания немецкого поэта Новалиса: «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Тем самым признав фактически не только возможность, но в данном случае и необходимость использования «взгляда со стороны» (поэзии) для философии. Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности». Современные белорусские философы определяют философию, как «особую форму познания мира, вырабатывающую систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях». Современное понимание философии, согласно которому философия -это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и её результат. Цель работы – рассмотреть, каким образом философия может изменить мир. В связи с этим в работе поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть историю развития философии; 2. определить понятие «бытие» и его формы существования; 3. ответить на вопрос «каким образом философия может изменить мир».

Заключение

Настоящее единство предполагает применение философии на личном и психологическом уровнях, соединение каждого аспекта своей жизни. Такое единство становится частью нашего существования, оно не требует каких-либо подтверждений своей подлинности. Наши интуиция и действия оказываются в согласии с нашей душой. Нам необходимо знать, что мы делаем, и делать то, что знаем. Мы должны служить образцом для подражания, моделью не только для своих детей, но и для друзей, для партнеров. Претворять в жизнь каждую свою добрую мысль. Использовать свой разум для решения текущих проблем. Выражать любовь к ближним, протягивая руку помощи тем, кто в этом нуждается. Отдавать часть своего дохода и времени на благотворительные цели. Небольшой талант, направленный на использование в жизни, ценится гораздо выше, чем большой талант, растрачиваемый впустую.

Список литературы

1. «Философия» Лавриненко В.А., М., 2007г. 2. «Философия» Исторический и систематический курс. Канке В.А. М., 2004г. 3. «Философия» Родчанин Е.Г. М., 2000г.

Просмотров