Цели и задачи проекта Цель проекта: Изучить биографию поэта Сергея Есенина Проанализировать произведения Сергея Есенина, в которых используются образы. Учебный проект Жизнь и творчество С.Есенина Проект на тему с а есенин

Студентка БГПУ им.Акмуллы 201 группа 2 курс ФП.

Название проекта

"Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина"

Тема в учебном плане

Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина

Предметная область

Русская литература

Возраст учащихся

Продолжительность работы по проекту

Краткая аннотация проекта

Краткая биография Сергея Александровича Есенин. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния - 28 декабря 1925, Ленинград) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-1923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).

Сергей Есенин

Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин

Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя

Место смерти: Ленинград, СССР

Род деятельности: поэт

Годы творчества: 1910-1925

Направление: Новокрестьянские поэты (1914-1918), имажинизм (1918-1923)

Дидактические цели учебного проекта

1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.

2. Развитие творческих навыков учащихся.

3. Развитие умений и навыков работы с информацией.

4. Развитие навыков самоанализа учащихся.

5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.

6. Развитие навыков критического мышления.

Методические задачи учебного проекта

1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.

2. Развитие навыков использования полученной инофрмации в речи.

3. Развитие навыков использования критического мышления.

4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос: Какое влияние Есенин оказал на народ?

Проблемные вопросы:

1. Был ли счастлив Сергей Есинин в браке с Зинаидой Райх?

2. Как повлияла революция 1918 года на творчество Есенина? Какие произведения были написаны им в это время?

Учебные вопросы:

1. Когда родился Сергей Есенин?

2) В какой деревне он родился?

3) Кем были у него родители?

5) Какое литературное течение возглавил С.А.Есенин?

6) Какое прозвище получил С. А. Есенин в писательских кругах?

7) Назовите тему, ставшую основной в творчестве С. А. Есенина.

Структура проекта

План проекта

Этап I. (1-й урок) 1.Вводный урок. Презентация проекта (вводная презентация учителя). 2.Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм). 3.Формирование групп и выбор темы исследования.

Этап II. (3 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)

1.Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ. 2.Планирование деятельности каждой группы и каждого участника группы. 3.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках). 4.Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся. 6.Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. 7.Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. 8.Предварительное оценивание работы всей группы 9.Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе.

Этап III. (2 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)

1.Предварительная оценка продукта деятельности. 2.Презентация проекта на итоговом классном часе. 3.Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным психологом.

Этап IV. (2 урока)

1.Анализ результатов выполнения проекта. 2.Рефлексия.

Публикация учителя


Учебный проект: Жизнь и творчество С.А. Есенина.
Творческое название проекта: «Мои стихи, спокойно расскажите
про жизнь мою»
С. Есенин
Предметная область: Русская литература.
Тема в учебном плане: Жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина.
Возраст учащихся: 6 класс.
Продолжительность работы по проекту: 3 недели.
Краткая аннотация проекта:
Краткая биография Сергея Александровича Есенина. Сергей Александрович Есенин (3 октября 1895, село Константиново, Рязанская губерния 28 декабря 1925, Ленинград) русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и (в более позднем периоде творчества) имажинизма. Его поэзия: с первых поэтических сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 19191923 входил в группу имажинистов. Трагическое мироощущение, душевное смятение выражены в циклах «Кобыльи корабли» (1920), «Москва кабацкая» (1924), поэме «Чёрный человек» (1925). В поэме «Баллада о двадцати шести» (1924), посвящённой бакинским комиссарам, сборнике «Русь Советская» (1925), поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин стремился постигнуть «коммуной вздыбленную Русь», хотя продолжал чувствовать себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». Драматическая поэма «Пугачёв» (1921).
Имя при рождении: Сергей Александрович Есенин
Дата рождения: 3 октября 1895(1895-10-03)
Место рождения: село Константиново, Кузьминская волость, Рязанский уезд, Рязанская губерния, Российская империя
Дата смерти: 28 декабря 1925(1925.12.28) (30 лет)
Место смерти: Ленинград, СССР
Род деятельности: поэт
Годы творчества: 19101925
Направление: Новокрестьянские поэты (19141918), имажинизм (19181923)

Дидактические цели учебного проекта:
1. Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся.
2. Развитие творческих навыков учащихся.
3. Развитие умений и навыков работы с информацией.
4. Развитие навыков самоанализа учащихся.
5. Развитие навыков межличностного взаимодействия и навыков сотрудничества.
6. Развитие навыков критического мышления.
Методические задачи учебного проекта:
1. Развитие навыков различных видов речевой деятельности: чтения, письма, говорения.
2. Развитие навыков использования полученной инофрмации в речи.
3. Развитие навыков использования критического мышления.
4. Приобретение учащимися знаний социокультурного характера в соответствие с изучаемой тематикой.
Направляющие вопросы:
Основополагающий вопрос: Какое влияние Есенин оказал на мировоззрение читателя?
Проблемные вопросы:
1. Был ли счастлив Сергей Есинин в жизни?
2. Какие произведения являются центральными в его творчестве?
Учебные вопросы:
1. Когда родился Сергей Есенин?
2. В какой деревне он родился?
3. Кем были у него родители?
4. Каково отношение поэта к Родине и к матери?
5. Какие судьбоносные проблемы раскрываются в творчестве поэта?

Структура проекта
План проекта:

Этап I. 1.Вводное занятие. Презентация проекта (вводная презентация учителя). 2.Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов (мозговой штурм). 3.Формирование групп и выбор темы исследования.
Этап II. (3 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
1.Совместное планирование проекта: цели, график работы, определение системы оценивания работ. 2.Планирование деятельности каждого участника проекта. 3.Анализ имеющейся информации. Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет и других источниках). 4.Выполнение плана работы (самостоятельная работа в группах). 5.Консультирование и наблюдение за деятельностью учащихся. 6.Промежуточное оценивание работы участниками группы с учетом самооценивания. 7.Подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде презентации. 8.Предварительное оценивание работы всей группы 9.Итоговое оценивание работы каждого учащегося в группе.
Этап III. (2 недели, 2 раза в неделю по 15-20 минут на уроках, самостоятельная работа дома)
1.Предварительная оценка продукта деятельности. 2.Презентация проекта на школьной предметной неделе. 3.Оценивание результатов работы над проектом руководителем проекта и школьным педагогом-организатором. Вручение наград.
Этап IV.
1.Анализ результатов выполнения проекта. 2.Рефлексия.
Публикация учителя
Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Дидактические материалы
Тест "Жизнь и творчество Сергея Есенина"
Литература:
Стихотворения С.А. Есенина

СЦЕНАРИЙ ПРОЕКТА:


ЧТЕЦ____________________:
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синий рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты

Сегодня мы собрались, чтобы рассказать о жизни и творчестве великого русского поэта Сергея Есенина, которому исполнилось бы в этом году 120 лет. Есенин - самый популярный русский поэт 20 века. Многие литературоведы ломали голову над секретом всероссийской любви к поэзии Есенина.

ЧТЕЦ ________________________:
- На Рязанской земле в селе Константиново в 1895г. 21 сентября (по старому стилю) 3 октября по новому – родился Великий поэт Сергей Есенин.
Отец Есенина – Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна – крестьяне. Детство Сергей провел у деда и бабки по матери в другой части села.
В своих стихах, и в автобиографии Есенин показывал свою безграничную любовь к деду по матери Федору Андреевичу Титову. Есенин был в детстве сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. «Дедушка мне пел песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал Библию и священную историю.»
Года далёкие,
Теперь вы как в тумане.
И помню, дед мне
С грустью говорил:
«Пустое дело
Ну, а если тянет-
Пиши про рожь,
Но больше про кобыл».

Дедушка Сергея Есенина, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтеевна, знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки.

ЧТЕЦ_________________________:
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело
Говори да говори.

СЦЕНКА:
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.

Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться..
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

Звучит музыка: _________________________
Демонстрируется:________________________

ЧТЕЦ____________________:

Село Константиново, где родился Есенин, было тихое, чистое, утопающее в зелени. Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд.


Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.

По лугу со скрипом
Тянется обоз
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.

ЧТЕЦ___________________________:
Поэт Руси, он взял у её природы даже черты своей прекрасной внешности: голубые глаза - у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри - у крон родных берез, золото волос – у российских полей. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу ее.

Стихотворение «Приоткроется дверь»

Приоткроется дверь, и в сени
Осень стучит, дождем дыша,
Здесь родился Сергей Есенин,
Здесь витает его душа.

ЧТЕЦ____________________:
Есенин – это поэт Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение сердца. Слово « Русь» - одно из самых излюбленных слов Есенина. Для него оно наполнено огромным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина.

ЧТЕЦ: ___________________________
Можно включить_____________________
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

ЧТЕЦ___________________________:
Сергей Есенин воспринимал мир в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей.
Поэт однажды увидел зимой березу и сочинил стихотворение «Береза». Это было первое произведение, напечатанное в журнале.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

ЧТЕЦ___________________________:
Долгое время Есенин жил в Москве и Петербурге. Стал уже известным поэтом. Много было друзей и недругов. И вот он посетил свои родные места. Он не узнал своего деда, тот очень состарился. После этого у поэта родилось стихотворение « Возвращение на Родину

Ну что старик с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще.
- Добро, мой внук.
Добро, что не узнал ты деда

Ах, дедушка, ужели это ты!
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.

ЧТЕЦ___________________________:
Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет. Вновь и вновь наполняя музу чувством любви к родине, матери, которой поэт посвятит не одно стихотворение.

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ НА СТИХИ «Письмо к матери»

ЧТЕЦ___________________________:

Поэзия разлита всюду, умей только ощущать её В Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина; природа и деревня. К ним направлена любовь и чувства поэта.

ПЕСНЯ:__________Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.

ЧТЕЦ:________________Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.

Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.

И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.

ЧТЕЦ___________________________:

Само понятие “Родина” у Есенина расширяется от своего села до всей России. Россия для него – родной дом. И в тяжёлые времена для России он страдал от мысли, что в своей стране он словно “иностранец”, словно “пришелец”. Но даже тогда он сохраняет в душе любовь к родине.

ЧТЕЦ ______________________:
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

ЧТЕЦ ______________________:
1925 год. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице "Англетер" ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? - Нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке.
Звучит стихотворение: _________________________
Демонстрируется:________________________

ЧТЕЦ ______________________:
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. Много это или мало? На Кавказе говорят: 30 лет человек должен учиться, 30-путешествовать и 30-писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба-подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». За 30 лет он подарил нам целый мир, и этот мир живет, движется, переливается всеми цветами радуги.

Звучит музыка.____________________________________________________
Демонстрируется портрет Есенина.

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

Тема урока Сергей Есенин «Черёмуха»

Тип урока: урок – проект «Творчество С.А. Есенина. Стихотворение «Черёмуха»

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью литературных источников.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения : учебно-методический комплект, карточки для работы в группах, компьютерная презентация, видеофрагменты, Ф.Шопен Ноктюрн №2

выставка рисунков учащихся по стихам С.Есенина о природе, Родине

Цель : знакомство с биографией и творчеством С.Есенина.
Задачи :
Предметные:

Познакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Черёмуха»; дать учащимся представление об особенностях отражения темы природы, Родины в стихах Есенина учить выразительному чтению стихотворения, закрепить умения находить в литературном произведении образные средства (эпитеты, олицетворение, метафору);

    познавательные: развивать умение строить речевое высказывание, формулировать проблемы и решать их, осуществлять поиск необходимой информации в учебнике;

    коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, сотрудничать с учителем и одноклассниками в решении учебных задач; учитывать позицию собеседника.

    регулятивные: обучать умению формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

    личностные: формировать положительную учебную мотивацию, формировать чувство прекрасного и эстетические чувства, учить адекватно оценивать свою деятельность.

Планируемые результаты.

Предметные : ученик получит возможность воспринимать литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста; определять авторскую позицию; строить осмысленные речевые высказывания.

доказывать и подтверждать фактами из текста собственное суждение;

Метапредметные:

    познавательные : ученик научится искать и выделять необходимую информацию по заданной теме, получит возможность сравнивать, сопоставлять, делать анализ литературные произведения; строить речевое высказывание в устной форме;

    коммуникативные : ученик получит возможность формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра;

    регулятивные : ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, составлять простейший план действий, осуществлять итоговый контроль по результату;

    личностные : ученик получит возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, для формирования умения понимать чувство автора к любви к природе, Родине

1. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок. Начинаем мы урок.

Его проведём мы в назначенный срок.

В мир музыки, слова и цвета откроется дверь,

И это прекрасно, уж ты мне поверь!

А поможет нам девиз:

2. Актуализация знаний. Сформулирование темы и цели урока.

(Слайд)

2.1 Выполнение заданий в группах.

Выполнив задания в группах, попробуем определить тему урока.

1 группа

Восстановите пропущенные буквы в фамилиях. Прочитайте получившееся слово по вертикали.

Пау…товский

Усп…нский

2 группа

Расшифруй слово.

э з я п и о

3 группа

Отгадайте загадку.

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (черёмуха)

- По каким признакам отгадали?

Речевая разминка

Прочитайте загадку выразительно, выделяя голосом выделенные слова.

Получившиеся слова помогут определить тему и цели нашего урока.

(Есенин, поэзия, черёмуха)

2.2 Постановка учебной задачи

Какие цели мы ставим перед собой на уроках литературного чтения?

(Слайд 3)

    познакомимся … (с произведением С.А. Есенина «Черёмуха»)

    научимся … (анализировать, разбирать, воспринимать произведение)

    находить…(изобразительно-выразительные средства языка)

    совершенствовать… (навык выразительного чтения)

- Литературная гостиная в очередной раз распахнула свои двери для вас.

- Сегодня полистаем страницы жизни поэта С.А. Есенина. Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца. В его поэзии постараемся п очувствовать глубину его любви к Родине, природе.

3. Введение в тему.

Что же такое поэзия?

(Поэзия – это стихи. Это произведения, написанные стихами).

- Сколько значений слова «поэзия» мы знаем? Какие?

- Мы знаем два значения. Поэзия – стихи, произведения написанные стихами. Поэзия – красота и прелесть чего-либо (из словаря С. И. Ожегова)

Красота летнего утра.

Красота золотой осени.

Красота родной природы.

Природу можно изображать по – разному: художник делает это с помощью красок, композитор – с помощью звуков музыки, поэты изображают картину природы словами. Мы попытаемся раскрыть секрет красоты Есенинского слова. Где же таится этот секрет?

4. Создание проблемной ситуации. Совместный поиск путей решения проблемы.

5. Исследовательская работа. Защита учебных проектов.

- Две творческие группы нашего класса исследовали материал по творчеству С. Есенина и готовили проекты. Первый проект защищает группа Федотова Николая.

I группа.

Какие цели и задачи мы ставили?

- познакомиться с биографией и автобиографией С. А. Есенина;

- изучить литературу и Интернет – ресурсы по вопросу истоков творчества мастера.

Мы выдвигали следующую гипотезу , что истоками творчества С.А. Есенина могут быть:

семья поэта;

его обучение;

русские поэты и писатели;

родная природа.

Первый исток – это его семья. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 года (В 2015 году исполнилось 120 лет) в деревянном доме с окнами на речной простор родился Сергей Есенин в семье Александра Никитича Есенина и Татьяны Федоровны Есениной (Титовой). Родители С. Есенина – простые люди, они рано расстались, и детство маленького Серёжи прошло у бабушки и дедушки Титовых. Много позже Есенин вспоминал: «Оглядываясь на весь пройденный путь, я все-таки должен сказать, что никто не имел на меня такого значения, как мой дед, бабушка и мать. Им я больше всего обязан» В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его в мир старинных преданий и легенд. Дед, обладавший прекрасной памятью, знал кроме духовных стихов великое множество народных песен и часто их напевал; старуха приживальщица, ухаживавшая за малышом, рассказывала ему народные сказки. Народные песни слышал он и из уст матери. Есенин всё слушал с интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал фантазировать и «сочинять», поэтому с пяти лет Сергей научился читать, а уже с 9 лет мальчик начал писать свои первые стихи. Сознательное творчество С. Есенин относит к 16 -17 годам.

Второй исток – его обучение. Когда Серёже исполнилось 8 лет, его отдали учиться в Константиновское земское училище, а затем - в церковно-учительскую школу в городке Спас-Клепики, из которой он вышел «учителем школы грамоты». В 1913 году Есенин обучается в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Этот университет был в тот период едва ли не самым передовым учебным заведением страны: лучшие профессора, прекрасная научная библиотека. Среди сверстников он всегда был передовым учеником.

Третий исток - творчество русских поэтов и писателей. Любимыми поэтами у Есенина были Пушкин, Лермонтов, Блок, Кольцов, а любимым писателем-Гоголь. Печататься Сергей Есенин начинает в 1914 в московских детских журналах (первое стихотворение «Береза») (выразительное чтение стихотворения)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

обсыпает ветки

Новым серебром.

Четвёртый исток – родная рязанская земля.

Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил привязанность к родной земле. Его до глубины души трогали красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей. Все впечатления детства затем станут его стихами и поэмами… В 1916 году появляется первый сборник стихов С. Есенина “Радуница”.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. Истоки творчества великого поэта – его семья (бабушка, дедушка и мать), обучение - в земском училище, церковно – учительской школе, народном университете. Мастера слова – Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Гоголь, а так же - родная рязанская природа.

Подтвердим нашу гипотезу, исследуя стихотворение «Черёмуха»

ФИЗМИНУТКА

Вверх руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – так ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

6 . Чтение и анализ содержания стихотворения «Черёмуха» и изобразительно – выразительных средств языка в стихотворении.

6.1 Работа до чтения.

По названию стиха и рисункам учебника определите тему текста, прогнозируйте содержание.

Проверим наши предположения, прочитав стихотворение.

6.2 Первичное восприятие текста. Чтение учителем.

6.3 Проверка первичного восприятия текста. Ответы на вопросы.

Какая картина создалась в вашем воображении?

В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

Это почувствуете, прочитав стих …..

6.4 Самостоятельное чтение. Словарная работа.

Прочитаем самостоятельно, определим непонятные слова.

Какие слова были непонятны при чтении?

- Медвяная.

Роса вязкая, как мед, поэтому медвяная. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. Действие медленное.

А как вы понимаете выражение «зелень пряная»

С острым ароматным запахом.

Как вы понимаете слово «проталинка»?

Место, где частично растаял снег, и оголилась земля.

-Вкрадчиво

От слова «крадётся», говорит тихо, осторожно, старается понравиться

- Круча (крутой спуск, обрыв).

6.5 Повторение средств художественной выразительности. Работа со словарём.

В стихотворении Есенин использует средства художественной выразительности. Какие вы знаете?

Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.

Для чего они используются?

Их употребление делает нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной.

Милена выписала из толкового словаря Ожегова определения. Послушаем.

- Эпитет – образное определение предмета. Они помогают описать внешний вид предмета, передать его цвет, состояние, а также выразить чувства, настроение.
- Олицетворение –

- Метафора -

6.6 Чтение и анализ текста.

Почему ветви золотистые? (Блестят в лучах солнца.)

С чем сравнивает ветки дерева? (С кудрями.)

Как рассказывает про росу?

Почему зелень сияет в серебре? (Блестит на солнце.)

Что рассказывает о ручейке?

Почему речей серебряный?

Как понимаете выражение: «а зелень золотистая на солнышке горит»?

Каким показат ручей в конце стихотворения?

Гремучею – это как? (громко)

Волною обдаёт? (бросает тень)

Что значит выражение: «вкрадчиво под кручею ей песенки поёт?»

Если черёмуха – это образ девушки, то ручей олицетворяет образ кого? (юноши, который пытается вкрадчиво вызвать расположение девушки-черёмухи) (олицетворение)
- Как вы думаете, о чём поёт ручей? (о красоте, о любви, о весне)

Какие краски выбрали бы вы к иллюстрации этого стихотворения? (краски весны)

Какие лечебные свойства черёмухи вы знаете?

– Аромат черёмухи убивает микробы. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.

6.7 Прочитайте в парах . Взаимооценка.

6.8 Работа над выразительностью.
- Как мы будем читать строчки о черёмухе? (медленно и тихо, чтобы показать, как она прекрасна и величава)
ЧИТАЕМ ЭХОМ.

Прослушивание фрагмента музыкального произведения Ф. Шопена Ноктюрн №2 и 2-3

Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению?

Нежную, тихую. Вначале мелодия тихая, сонная, а потом становится громкой и радостной.

6.9 Выразительное чтение. Взаимооценка.

(Читаем под музыку)

Прочитайте целиком стихотворение (1-2 ученика)
Вывод. Один из истоков творчества великого поэта –природа. Мы подтвердили, анализируя стихотворение поэта.

Физминутка

7. Продолжение исследовательской работы.

7.1 Защита проекта II группой. Тема Родины.

-Следующая тема - тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы.
Проект «Я скажу не надо рая, дайте Родину мою!» защищает группа Прошениной Амиры.

Цели и задачи проекта:

1) исследовать творчество С.Есенина и тематику его стихотворений;

2) выяснить, какое место тема Родины занимает в лирике Есенина.

3) изучить Интернет – ресурсы и литературу по вопросу проекта;

Наша гипотеза – тематика стихов С.А. Есенина – о Родине, природе.

Готовясь к проекту, открывая книги С.Есенина, каждый из нас читал такие слова автора:

« Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине, чувство Родины – основное в моём творчестве”. Тема, которая заняла центральное место в поэзии Есенина, – тема Родины. Родина Есенина - Рязанская земля. Здесь впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы. В его поэзии, по словам А.Толстого, слышится «певучий дар славянской души, мечтательной, беспечной, таинственно-взволнованной голосами природы».

- Родина в стихах Есенина – это не только «родимый дом», «рязанские раздолья». За картиной «рязанских раздолий» чувствуется вся бескрайняя русская земля.

7.2 Прослушивание видиофрагмента. С. Безруков «Гой ты, Русь моя святая!»

«…Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

7.3 Продолжение защиты проекта.

(Слайд) С. А. Есенин родился в старинном селе Константиново. Оно привольно раскинулось среди полей и лесов в центре России, на высоком правом берегу реки Оки.

Это удивительно красивые места. Если подняться на холм, то на многие километры вперёд видны деревни и сёла, луга и перелески, вьющаяся лентой река и небольшие озёра.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

- писал С.А Есенин в одном из своих стихотворений.

Его детство прошло среди полей и степей. С ранних лет он полюбил свой край, русскую природу.

Вместе со своими друзьями, деревенскими ребятишками, он ходил в ночное.

«Ночью луна – вспоминал он, - при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов».

Один из друзей его детства писал в своих воспоминаниях: «… очень любил Есенин цветы. Весной до покоса наши луга – разноцветный ковёр. Каких только цветов в них нет! Для него цветы – что живые друзья были».

(Слайд 10) В самом центре села перед спуском к Оке стоит обычный

деревянный дом с окнами на речной простор. Ветви двух берез склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин»

На родине поэта, в селе Константиново, Сергею Есенину поставлен памятник, а в его родном доме открыт музей.

В стихотворениях "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза" с большой любовью Есенин пишет о природе.

Эти и другие стихи читали ученики нашей школы в конкурсе стихов в декабре месяце, посвящённым 120-летию С.Есенина. Тематика конкурса: природа, Родина.

7.4. Чтение стихотворения С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

В нашем проекте мы представляем победителя школьного конкурса, неоднократного победителя районных республиканских и межрегиональных конкурсов Зайцеву Викторию. Стихотворение С. Есенина «Неуютная жидкая лунность…»

Стих и песня какой общей темой объединены?

Боль души поэта и композитора за Русь.

Итак, наша гипотеза подтвердилась – тематика творчества С.А. Есенина – о Родине, природе.

Мы изучили творчество, сборники стихов С.Есенина…

Продуктами нашего проекта стали рисунки о природе с подписями отрывков из стихов поэта.

8. Отрывок из моего любимого стихотворения. (Читают дети)

9. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Есенин в своих стихах сумел передать любовь к природе, к ее красоте, любовь к Родине. Прожил Сергей Есенин всего 30 лет. Но за это время сумел написать такие стихи, которые не оставляют никого равнодушным.

Чувства поэта, его душу смогли понять многие музыканты и положили его произведения на музыку. Эта тема исследования будет в нашем проекте в перспективе.

10. Рефлексия

(Слайд) - Закончите предложение: «Подготовка к исследовательскому проекту, соприкосновение с поэзией С.Есенина помогло мне…»

- больше узнать о С. Есенине;

Ещё раз убедиться, что только человек с открытой душой может стать поэтом;

Увидеть красоту в самых обычных предметах;

Получить наслаждение от урока.

11. Домашнее задание

Выучить стих.

Придумайте сказку про ручей и черемуху. Старайтесь употребить в тексте эпитеты.

Поэт не пишет, он поёт,
Как вдохновение придёт,
Когда душа его зовёт,
И тему он себе найдёт. Марк Львовский

«Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она.

И мир Есенина

Нам предстоит постигнуть

В секреты слова красоты проникнуть»









Сергей Есенин. Имя великого русского поэта – знатока народной души, певца крестьянской Руси, знакомо каждому человеку, стихотворения давно стали русской классикой, а в день рождения Сергея Есенина собираются почитатели его творчества.

Ранние годы

21 сентября 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Александрович Есенин, выдающийся русский поэт с трагической, но весьма насыщенной судьбой. Через три дня был крещен в местной церкви казанской иконы Божией Матери. Отец и мать были крестьянского происхождения. Их брачный союз с самого начала складывался, мягко говоря, не очень, точнее, они были абсолютно разными людьми.

Почти сразу же после свадьбы Александр Есенин (отец поэта) Вернулся в Москву, где стал работать в мясной лавке. Мать Сергея, в свою очередь, не ужившись с родственниками мужа, вернулась в отчий дом, в котором и провел первые годы жизни Сережа. Именно дедушка и бабушка по материнской линии подтолкнули его к написанию своих первых стихотворений, ведь вслед за отцом юного поэта оставила и мать, уехавшая на заработки в Рязань. Дед Есенина был начитанным и образованным человеком, знал множество церковных книг, а бабушка обладала обширными знаниями в области фольклора, что благотворно повлияло на раннее воспитание юноши.

Обучение

В сентябре 1904 года Сергей поступает в Константиновское земское училище, где учится 5 лет, хотя обучение должно было продолжаться на год меньше. Это было связано с плохим поведением юного Сережи в третьем классе. Во время обучение он вместе с матерью возвращается в отцовский дом. По окончании училища будущий поэт получает похвальный лист.

В этом же году он успешно сдает экзамены для поступления в церковно-приходскую учительскую школу в селе Спас-Клепики родной губернии. На время обучения Сергей обосновался там же, приезжая в Константиновское только в каникулярное время. Именно в школе подготовки сельских учителей Сергей Александрович начинает регулярно писать стихи. Первые произведения датируются началом декабря 1910 года. За неделю появляются: «Наступление весны», «Осень», «Зима», «К друзьям». До конца года Есенин успевает написать еще целый ряд стихотворений.

В 1912 году оканчивает школу и получает диплом по специальности «школьный учитель грамоты».

Переезд в Москву

После окончания школы Сергей Александрович покидает родные края и перебирается в Москву. Там он устраивается в мясную лавку Крылова. Начинает жить в том же доме, где и его отец, на Большом Строченовском переулке, теперь здесь располагается музей Есенина. Сначала отец Есенина был рад приезду сына, искренне надеясь, что тот станет для него опорой и будет ему во всем помогать, но проработав некоторое время в лавке, Сергей заявил отцу, что хочет стать поэтом и начинает искать работу себе по душе.

Сначала он распространяет социально-демократический журнал «Огни», с намерением печататься в нем, но этим планам не суждено было сбыться, так как журнал вскоре закрыли. После, устраивается помощником корректора в типографию И.Д.Сытина. Именно здесь Есенин знакомится с Анной Изрядновой, которая позже станет его первой гражданкой женой. Почти одновременно с этим поступает слушателем в Московский городской народный университет им. Шанявского на историко-филологический цикл, но почти сразу его бросает. Работа в типографии позволяла молодому поэту читать множество книг, дала возможность стать членом литературно-музыкального Суриковского кружка.

Первая гражданская жена поэта, Анна Изряднова, так описывает Есенина тех лет:

Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить…

Расцвет карьеры поэта

В начале 14-го года, в журнале «Мирок» публикуется первый известный материал Есенина. Был напечатан стих «Береза». В феврале журнал публикует еще ряд его стихотворений. В мае этого же года Есенина начинает печатать большевистская газета «Путь правды».

В сентябре поэт вновь меняет место работы, на этот раз становится корректором в торговом доме «Чернышев и Кобельков». В октябре в журнале «Проталинка» публикуется стихотворение «Молитва матери», посвященное Первой мировой войне. В конце года у Есенина и Изрядновой рождается их первый и единственный ребенок - Юрий.

К сожалению его жизнь оборвется достаточно рано, в 1937 году Юрия расстреляют, и как позже выяснится - по ложным обвинениям, выдвинутым против него.

После рождения сына Сергей Александрович покидает работу в торговом доме.

В начале 15-го года Есенин продолжает активно печататься в журналах «Друг народа», «Мирок» и др. Безвозмездно работает секретарем в литературно-музыкальном кружке, после чего становится членом редакционной комиссии, но покидает ее из-за разногласий с другими членами комиссии по отбору материалов для журнала «Друг народа». В феврале печатается его первая известная статья на литературную тематику «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

В марте этого же года, во время поездки в Петроград, Есенин знакомится с Александром Блоком, которому читает свои стихи у него на квартире. После, активно знакомит со своим творчеством многих известных и уважаемых людей того времени, попутно завязывая с ними выгодные знакомства, среди них Добровольский А.А., Рождественский В.А. Сологуб Ф.К. и многие другие. В результате чего стихи Есенина были напечатаны в ряде журналов, что поспособствовало росту его популярности.

В 1916 году Сергей поступает на военную службу и в этом же году издает сборник стихов «Радуница», который делает его известным. Поэта стали приглашать выступать перед императрицей в Царское село. На одном из таких выступлений она дарит ему золотые часы с цепочкой, на которых был изображен государственный герб.

Зинаида Райх

В 1917 году, находясь в редакции «Дело народа», Есенин знакомится с помощником секретаря - Зинаидой Райх, женщиной весьма недурного ума, владевшей несколькими языками и машинописью. Любовь между ними возникла далеко не с первого взгляда. Все началось с прогулок по Петрограду с их общим знакомым Алексеем Ганиным. Изначально они были конкурентами и в какой-то момент товарищ даже считался фаворитом, пока Есенин не признался Зинаиде в любви, недолго поколебавшись, она ответила взаимностью, тотчас было решено венчаться.

В тот момент молодые люди испытывали серьезные финансовые проблемы. Проблему денег они решили при помощи родителей Райх, отправив им телеграмму с просьбой выслать им средства на свадьбу. Без лишних вопросов деньги были получены. Обвенчались молодые в небольшой церкви, Есенин нарвал полевые цветы и сделал из них свадебный букет. Свидетелем выступил их друг Ганин.

Однако, с самого начала их брак пошел не так, в первую брачную ночь Есенин узнает, что его любимая жена не была невинной, и уже разделяла ложе с кем-то до него. Это очень сильно задело поэта за живое. В этот момент в Сергее взыграла кровь, и глубокая обида поселилась в его сердце. После возвращения в Петроград они стали жить раздельно, и только через две недели, после поездки к ее родителям, они начинают жить вместе.

Возможно, перестраховываясь, Есенин заставляет свою жену уйти с работы из редакции, и как всякой женщине того времени, ей пришлось подчиниться, благо к тому времени финансовое положение семьи наладилось, ведь Сергей Александрович стал уже известным поэтом с хорошими гонорарами. А Зинаида решила устроиться в Наркомат машинисткой.

Какое-то время между супругами установилась семейная идиллия. В их доме бывало много гостей, Сергей устраивал для них приемы, роль добропорядочного хозяина очень ему нравилась. Но именно в этот момент стали проявляться проблемы, которые сильно изменили поэта. Его одолевала ревность, к этому добавились проблемы с алкоголем. Однажды он, обнаружив подарок от неизвестного поклонника, устроил скандал, при этом нецензурно оскорблял Зинаиду, позже они помирились, но прежние отношения вернуть уже не удалось. Их ссоры стали происходить все чаще, со взаимными оскорблениями.

После переезда семьи в Москву, проблемы не ушли, а наоборот усилились, пропал тот домашний уют, друзья, которые поддерживали, вместо этого четыре стены захудалого гостиничного номера. Ко всему этому добавилась ссора с женой по поводу рождения детей, после которой она решила покинуть столицу и уехать в Орел к родителям. Горечь от расставания Есенин заглушал алкоголем.

Летом 1918 года родилась их дочь, которую назвали Татьяной. Но рождение ребенка не способствовало укреплению отношений Есенина и Райх. Из-за редких встреч, девочка совсем не привязывалась к отцу, и в этом он видел «козни» матери. Сам Сергей Александрович считал, что его брак закончился уже тогда, но официально он продлился еще несколько лет. В 1919 году поэт предпринимал попытки возобновить отношения и даже высылал деньги Зинаиде.

Райх решила вернуться в столицу, но отношения вновь не клеились. Тогда Зинаида решила взять все в свои руки и, без согласия мужа, родить второго ребенка. Это стало роковой ошибкой. В феврале 1920 года у них рождается сын, но не на родах, ни после них, поэт не присутствует. Имя мальчику выбирают в ходе телефонного разговора, останавливаются на Константине. Есенин познакомился с сыном в поезде, когда они с Райх случайно пересеклись в одном из городов. В 1921 году их брак был официально расторгнут.

Имажинизм

В 1918 году Есенин знакомиться с Анатолием Мариенгофом, одним и основателей имажинизма. Со временем поэт примкнет к этому движению. В период увлечения этим направлением он напишет ряд сборников, среди которых «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», а также поэма «Пугачев».

Есенин в значительной степени помог становлению имажинизма в литературе серебряного века. Из-за участия в акциях имажинистов, был арестован. В это же время у него разгорелся конфликт с Луначарским, который был недоволен его творчеством.

Айседора Дункан

За два дня до получения официального развода с Зинаидой Райх, на одном из вечеров в доме художника Якулова, Есенин знакомится с известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая приехала открывать свою танцевальную школу в нашей стране. Она не знала русский язык, ее словарный запас насчитывал всего лишь пару десятков слов, но это не помешало поэту с первого взгляда влюбиться в танцовщицу и в этот же день получить от нее страстный поцелуй.

К слову, Дункан была старше своего кавалера на 18 лет. Но ни языковой барьер, ни разница в возрасте, не помешали Есенину переехать в особняк на Пречистенке, где проживала танцовщица.

Вскоре Дункан перестало удовлетворять то, как развивается ее карьера в Советском Союзе, и она решила вернуться обратно на родину - в Соединенные Штаты. Айседора хотела, чтобы Сергей последовал вслед за ней, но бюрократические процедуры помешали этому. У Есенина возникли проблемы с получением визы, и для того чтобы ее получить, они решили пожениться.

Сам процесс бракосочетания проходил в Хамовническом ЗАГСе города Москвы. Накануне этого Айседора попросила исправить год своего рождения, чтобы не смущать своего будущего мужа, он согласился.

2 мая состоялась церемония бракосочетания, в том же месяце пара покинула Советский Союз и отправилась на гастроли Есениной-Дункан (оба супруга взяли эту фамилию) сначала в Западную Европу, после чего они должны были отправиться В США.

Отношения молодоженов не складывались с самого начала путешествия. Есенин привык к особому отношению в России и к своей популярности, тут же воспринимали его как супруга великой танцовщицы Дункан.

В Европе у поэта вновь возникают проблемы с алкоголем и ревностью. Изрядно напившись, Сергей начинал оскорблять свою жену, грубо хватая, иногда избивая. Один раз Айседоре пришлось вызывать даже полицию, чтобы утихомирить разбушевавшегося Есенина. Каждый раз после ссор и избиений, Дункан прощала Есенина, но это ни только не остужало его пыл, а наоборот - подогревало его. Поэт презрительно стал высказываться о своей жене среди друзей.

В августе 1923 года, Есенин с супругой возвращаются в Москву, но и тут их отношения не ладятся. А уже в октябре он отправляет Дункан телеграмму об окончательном разрыве их отношений.

Последние годы и смерть

После расставания с Айседорой Дункан жизнь Есенина медленно катилась по наклонной. Регулярное употребление алкоголя, нервные срывы, вызванные публичной травлей поэта в прессе, постоянные аресты и допросы, все это сильно подрывало здоровье поэта.

В ноябре 1925 года его даже положили в клинику Московского государственного университета для больных нервными расстройствами. За последние 5 лет жизни, на Сергея Есенина завели 13 уголовных дел, часть из которых была сфабрикована, например, обвинение в антисемитизме, а другая часть была связана с хулиганством на алкогольной почве.

Творчество Есенина в этот период жизни стало более философским, он переосмысливает многие вещи. Стихи этой поры наполнены музыкальностью и светом. Смерть его друга Александра Ширяевца в 1924 году, подталкивает видеть хорошее в простых вещах. Такие изменения помогают решить поэту внутриличностный конфликт.

Личная жизнь также была далека от идеала. После расставания с Дункан, Есенин поселяется у Галины Бениславской, которая испытывала чувства к поэту. Галина сильно любила Сергея, но он этого не ценил, постоянно пил, устраивал сцены. Бениславская же все прощала, каждый день находилась рядом, вытаскивала его из различных кабаков, где друзья-собутыльники спаивали поэта за его же счет. Но и этот союз продержался не долго. Уехав на Кавказ, Есенин женится на внучке Толстого - Софье. Узнав это Бениславская ложится в физио-диетический санаторий им. Семашко с нервным расстройством. В последствии, после смерти поэта, она покончила с собой на его могиле. В предсмертной записке она написала, что в могиле Есенина лежит все самое дорогое в ее жизни.

В марте 1925 года Есенин знакомится с Софьей Толстой (внучкой Льва Толстого) на одном из вечеров в доме Галины Бениславской, где собирались многие поэты. Софья пришла вместе с Борисом Пильняком и задержалась там до позднего вечера. Проводить ее вызвался Есенин, но вместо этого они долго гуляли по ночной Москве. После Софья призналась, что эта встреча решила ее судьбу и подарила самую большую любовь ее жизни. Влюбилась она в него с первого взгляда.

После этой прогулки Есенин часто стал появляться в доме Толстых, а уже в июне 1925 года он переезжает в Померанцевый переулок к Софье. Однажды, гуляя по одному из бульваров, они встретили цыганку с попугаем, которая нагадала им свадьбу, при этом попугай во время гадания достал медное кольцо, Есенин тут же подарил его Софье. Она была безумно рада этому кольцу и носила его до конца жизни.

18 сентября 1925 года Сергей Александрович заключает свой последний брак, который продлится весьма недолго. Софья была рада, как маленькая девочка, Есенин также был рад, хвастаясь, что женился на внучке Льва Толстого. А вот родственники Софьи Андреевны были не очень рады ее выбору. Сразу же после свадьбы продолжились постоянные запои поэта, уходы из дома, загулы и больницы, но Софья до последнего боролась за своего любимого.

Осенью этого же года длительный запой завершился госпитализацией Есенина в психиатрическую больницу, где он провел месяц. После его выхода Толстая писала родственникам, чтобы те его не осуждали, ведь несмотря ни на что она его любит, и он делает ее счастливой.

После выхода из психиатрической больницы, Сергей отправляется из Москвы в Ленинград, где поселяется в гостинице «Англетер». Встречается с рядом литераторов, среди которых Клюев, Устинов, Приблудный и др. И в ночь с 27 на 28 декабря, согласно официальной версии следствия, сводит счеты с жизнью, повесившись на трубе центрального отопления при помощи веревки. В его предсмертной записке было написано: «До свиданья, мой друг, до свидания».

Следственные органы отказались возбуждать уголовное дело, сославшись на депрессивное состояние поэта. Однако, многие специалисты, как того времени, так и современники, склоняются к версии насильственной смерти Есенина. Возникли эти сомнения из-за неправильно составленного акта осмотра места самоубийства. Независимые эксперты обнаружили на теле следы насильственной смерти: царапины и порезы, которые не были приняты во внимание.

При разборе документов тех лет обнаружились и другие несоответствия, например, то, что нельзя повеситься самостоятельно на вертикальной трубе. Созданная в 1989 году комиссия, проведя серьезное расследование, пришла к выводу, что смерть поэта была естественной - от удушения, опровергнув все домыслы, которые были весьма популярны в 70-ые годы в Советском Союзе.

После вскрытия, тело Есенина на поезде было доставлено из Ленинграда в Москву, где 31 декабря 1925 года и был похоронен поэт на Ваганьковском кладбище. На момент смерти ему было всего лишь 30 лет. Прощались с Есениным в московском доме печати, туда пришли тысячи людей, несмотря даже на декабрьские морозы. Могила и по сей день находится там, и любой желающий может ее посетить.

Просмотров